Евангелие от Марка, Глава 10, стихи 23-32
Читает и комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Евангелие от Марка, Глава 10, стихи 23-32
23 И, посмотрев вокруг, Иисус говорит ученикам Своим: || как трудно имеющим богатство войти в Царствие Божие!
24 Ученики ужаснулись от слов Его. Но Иисус опять говорит им в ответ: дети! как трудно надеющимся на богатство войти в Царствие Божие!
25 Удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие.
26 Они же чрезвычайно изумлялись и говорили между собою: кто же может спастись?
27 Иисус, воззрев на них, говорит: человекам это невозможно, но не Богу, ибо всё возможно Богу.
28 И начал Петр говорить Ему: вот, мы оставили всё и последовали за Тобою.
29 Иисус сказал в ответ: истинно говорю вам: нет никого, кто оставил бы дом, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради Меня и Евангелия,
30 и не получил бы ныне, во время сие, среди гонений, во сто крат более домов, и братьев, и сестер, и отцов, и матерей, и детей, и земель, а в веке грядущем жизни вечной.
31 Многие же будут первые последними, и последние первыми.
32 Когда были они на пути, восходя в Иерусалим, Иисус шел впереди их, а они ужасались и, следуя за Ним, были в страхе. || Подозвав двенадцать, Он опять начал им говорить о том, что будет с Ним:
Толкование дня
Читает и комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
На первый взгляд кажется, что последовать евангельскому призыву Господа Иисуса Христа если и не просто, то вполне возможно. Главное, набраться решимости. А дальше — оставил всё и последовал за Христом. Так, как это сделали преподобные отцы — монахи-отшельники, о жизни которых написано великое множество прекрасных и вдохновляющих произведений.
Но любой, кто попытается со всем усердием осуществить призыв Христа на практике и уподобиться древним подвижникам, а вместе с ними и апостолам, довольно быстро поймет, что дело обстоит не так просто, как это может показаться на первый взгляд. Оказывается, что «оставлять всё» нужно не один раз, а постоянно, в буквальном смысле каждый миг своей жизни. Отказываться от себя самого, от своих интересов, от своего имущества и даже от своей жизни требуется непрестанно, а если этого не делать, то всё возвращается в начальную точку.
Примеров тому — масса, а самый яркий из них — бывший апостол Иуда. Он ведь тоже был со Христом, и то, что сказал Господь Петру, относилось ко всем апостолам, следовательно, и к Иуде. Все апостолы оставили на тот момент всё. Но не все нашли в себе силы продолжить отсекать от себя всё, кроме слов Христа. Иуда в какой-то момент сдался. По-человечески его легко понять, ведь жить, непрестанно оставляя всё, мягко говоря, очень непросто, а если говорить прямо, то жить так попросту невозможно. Никакой человек не способен своими силами пройти этот путь от начала и до конца. Именно по этой причине Христос и сказал, что «человекам это невозможно, но не Богу, ибо всё возможно Богу».
Соответственно, тот, кто поверил Христу и решился следовать Его словам, должен оставить какую бы то ни было надежду на самого себя и во всём положиться на Одного лишь Бога. Сделать это тоже непросто, но возможно, причем возможно с опорой исключительно на самого себя.
О том, как именно необходимо действовать, нам рассказывают «пошаговые инструкции», которые оставили по себе учителя монашества. К примеру, почти всем христианам известная «Лествица» преподобного Иоанна Лествичника. В своей книге преподобный Иоанн дает наставления для каждого шага восхождения к абсолютному доверию Богу и надежде на Него, каждый такой шаг он назвал «ступенью», отсюда и произошло именование всей его книги.
Кого-то может смутить, что все подобные «Лествице» книги написаны исключительно отрекшимися от мира монахами, у которых не было необходимости заботиться о своих семьях, которые сознательно избрали для себя путь крайней аскезы и отказа от чего бы то ни было тленного и земного. Но дело в том, что Евангелие не разделяет людей на монашествующих и на мирян, оно в равной степени обращено ко всем, а, значит, и слова Христа о том, что только оставивший всё сможет войти в Царство Небесное, относятся тоже ко всем. Вопрос заключается в понимании этих слов. Можно их понимать буквально, и удалять от себя все соблазны материального мира. Но удаление соблазнов не дает гарантии того, что сердце станет свободно от власти тленного. Справедливо и обратное: человек, многим обладающий, вполне способен быть свободным в своем сердце. Если, конечно, он научится быть таковым у прежде нас прошедших по этому пути святых монахов.