Евангелие от Луки, Глава 19, стихи 1-10
Читает и комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Евангелие от Луки, Глава 19, стихи 1-10
01 Потом Иисус вошел в Иерихон и проходил через него.
02 И вот, некто, именем Закхей, начальник мытарей и человек богатый,
03 искал видеть Иисуса, кто Он, но не мог за народом, потому что мал был ростом,
04 и, забежав вперед, взлез на смоковницу, чтобы увидеть Его, потому что Ему надлежало проходить мимо нее.
05 Иисус, когда пришел на это место, взглянув, увидел его и сказал ему: Закхей! сойди скорее, ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме.
06 И он поспешно сошел и принял Его с радостью.
07 И все, видя то, начали роптать, и говорили, что Он зашел к грешному человеку;
08 Закхей же, став, сказал Господу: Господи! половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо.
09 Иисус сказал ему: ныне пришло спасение дому сему, потому что и он сын Авраама,
10 ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее.
Толкование дня
Читает и комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Иерихон — один из древнейших городов на земле. Во времена жизни Спасителя это был важный культурный и экономический центр Ближнего Востока. Через него проходили крупные торговые пути, по которым курсировали богатые караваны. Так, например, в Рим из Иерихона везли финики и бальзам, которые благодаря этому приобрели мировую известность. Соответственно город обладал большой казной, которая постоянно пополнялась за счет торговых налогов и разного рода пошлин. Налоги собирали люди, которых называли мытари. Среди евреев эта профессия считалась презираемой. Нередко в Евангелии мытари упоминаются наряду с блудницами и другими грешниками. И заслуженно. Ведь дело не только в том, что они собирали налоги со своих единоплеменников в пользу римских оккупантов, они при этом ещё и хищнически обогащались.
Одним из таких людей был Закхей. Он был не простым мытарем, но их руководителем. А потому ненавидели его вдвойне: простые евреи и его коллеги-подчиненные, которых он также умудрялся обирать. И, тем не менее, в этом человеке теплилось что-то доброе. Именно поэтому он стремится увидеть Христа. Для этого Закхей совершает довольно мужественный поступок. Он покидает свой дом, наверное, единственное место, где он мог чувствовать себя в безопасности, пробирается через толпу, в которой кто-угодно мог напасть на него, чтобы свести старые счеты, и забирается на смоковницу. И Господь, видя его сердце и желание, неожиданно обращается к нему со словами, что намерен посетить его дом.
Принимая дорогого гостя, Закхей наглядно демонстрирует произошедшее в нем изменение. Он объявляет о решении половину своего имущества отдать нищим, а вторую употребить на то, чтобы загладить то зло, которое причинил людям. Примечательно то, что в своем порыве он идет дальше, чем того требовал обычай. Согласно закону возмещение вчетверо полагалось лишь за умышленный и насильственный грабеж. Если имел место факт обычной кражи, то необходимо было внести двойную стоимость украденного. Однако чувство раскаяния в нем так глубоко, что он не обращает внимание на эти формальности, чем демонстрирует глубокую искренность своих намерений.
Важный урок содержится в этом эпизоде. Мы можем представить себе возмущение и недоумение толпы, когда Господь обращается к Закхею. Ведь в Иерихоне было множество более достойных и нуждающихся людей. А Учитель почему-то идет к этому всеми презираемому человеку. Но Писание неоднократно говорит нам, что Бог смотрит в первую очередь на сердце человека и на то, как он готов откликнуться на Его призыв. Если в человеке живет желание коренным образом изменить свою жизнь, Спаситель непременно обратит на него внимание, посетит его дом и протянет ему Свою руку, какие бы тяжкие проступки человек не совершил в прошлом.