Евангелие от Марка, Глава 12, стихи 18-27
Читает и комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Евангелие от Марка, Глава 12, стихи 18-27
18 Потом пришли к Нему саддукеи, которые говорят, что нет воскресения, и спросили Его, говоря:
19 Учитель! Моисей написал нам: если у кого умрет брат и оставит жену, а детей не оставит, то брат его пусть возьмет жену его и восстановит семя брату своему.
20 Было семь братьев: первый взял жену и, умирая, не оставил детей.
21 Взял ее второй и умер, и он не оставил детей; также и третий.
22 Брали ее за себя семеро и не оставили детей. После всех умерла и жена.
23 Итак, в воскресении, когда воскреснут, которого из них будет она женою? Ибо семеро имели ее женою.
24 Иисус сказал им в ответ: этим ли приводитесь вы в заблуждение, не зная Писаний, ни силы Божией?
25 Ибо, когда из мертвых воскреснут, тогда не будут ни жениться, ни замуж выходить, но будут, как Ангелы на небесах.
26 А о мертвых, что они воскреснут, разве не читали вы в книге Моисея, как Бог при купине сказал ему: Я Бог Авраама, и Бог Исаака, и Бог Иакова?
27 Бог не есть Бог мертвых, но Бог живых. Итак, вы весьма заблуждаетесь.
Толкование дня
Читает и комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Саддукеи были одной из религиозных партий древнего Израиля. В своем подавляющем большинстве они были аристократами и людьми очень состоятельными. Многие из них получали классическое античное образование. Прекрасно разбирались в греческой и римской литературе и философии. По этой причине они нередко со скепсисом относились к некоторым положением ветхозаветной религии, считая их примитивными и не выдерживающими никакой рациональной критики. Так, они не верили в существование бесплотных духов, бессмертия души, а также отрицали воскресение, утверждая, что всё это порождение невежественной народной фантазии, пережитки языческого мировосприятия. Их вопрос к Спасителю обусловлен именно особенностями их богословских воззрений.
В основе этого вопроса лежал хорошо известный иудейский закон, который носил название левиратного брака. Суть его в следующем. Если братья живут вместе и один из них умрёт, не оставив наследника, то следующий по старшинству должен взять его вдову в жены, с целью родить сына. При этом ребёнок юридически будет считаться сыном первого, умершего мужа. Так закон препятствовал угасанию рода. Ведь каждый участник еврейского народа имел право на то, чтобы его потомки жили в Обетованной земле. Вопрос саддукеев заключался в следующем: чьей женой после воскресения мёртвых будет женщина, если она по очереди была женой семи братьев? Саддукеи думали, что таким вопросом они сводили к абсурду идею о воскресении. Ведь юридически на него невозможно ответить.
Однако Спаситель переводит ответ в совершенно иную плоскость. Он открывает слушателям законы, по которым живет духовный мир, где нет места правовой казуистике, где не работают законы физической реальности. А потому и такое явление, как брак и женитьба, там перестанет существовать. Люди будут подобны ангелам, которые цель и высший смысл своего существования видят не в продолжении рода, но в служении Богу. Чтобы доказать реальность бессмертия души, Христос обращается к тексту Пятикнижия Моисея, который был весьма авторитетен для саддукеев. Он цитирует книгу Исход, где Бог, обращаясь к пророку говорит о том, что Он Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова. Творец говорит о них, как о живых людях, хотя к тому времени они давно покинули этот мир. А, следовательно, для Него они живы. На этом основании Господь и заключает: «Бог не есть Бог мёртвых, но Бог живых».
Всё описанное предлагает нам очень важный критерий, который необходимо учитывать, когда мы пытаемся рассуждать о духовной реальности. Несмотря на то, что Священное Писание изображает её, используя образы материальной реальности, нельзя представлять её себе по аналогии с нашим земным миром. Очень ясно об этом говорит апостол Павел в послании к Коринфянам: «не видел того глаз, не слышало того ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его». Единственное, что мы можем сказать со всей определённостью так это то, что мир духовный — мир, который живёт по закону Божественной любви. И эта любовь является залогом нашей вечности и нашего воскресения. Это мир, в котором никто и никогда не забыт, ведь Бог не есть Бог мёртвых, но Бог вечно живых.