Евангелие от Луки, Глава 2, стихи 22-40
Читает и комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Евангелие от Луки, Глава 2, стихи 22-40
22 А когда исполнились дни очищения их по закону Моисееву, || принесли Его в Иерусалим, чтобы представить пред Господа,
23 как предписано в законе Господнем, чтобы всякий младенец мужеского пола, разверзающий ложесна, был посвящен Господу,
24 и чтобы принести в жертву, по реченному в законе Господнем, две горлицы или двух птенцов голубиных.
25 Тогда был в Иерусалиме человек, именем Симеон. Он был муж праведный и благочестивый, чающий утешения Израилева; и Дух Святый был на нем.
26 Ему было предсказано Духом Святым, что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня.
27 И пришел он по вдохновению в храм. И, когда родители принесли Младенца Иисуса, чтобы совершить над Ним законный обряд,
28 он взял Его на руки, благословил Бога и сказал:
29 Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром,
30 ибо видели очи мои спасение Твое,
31 которое Ты уготовал пред лицем всех народов,
32 свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля.
33 Иосиф же и Матерь Его дивились сказанному о Нем.
34 И благословил их Симеон и сказал Марии, Матери Его: се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий,-
35 и Тебе Самой оружие пройдет душу,- да откроются помышления многих сердец.
36 Тут была также Анна пророчица, дочь Фануилова, от колена Асирова, достигшая глубокой старости, прожив с мужем от девства своего семь лет,
37 вдова лет восьмидесяти четырех, которая не отходила от храма, постом и молитвою служа Богу день и ночь.
38 И она в то время, подойдя, славила Господа и говорила о Нем всем, ожидавшим избавления в Иерусалиме.
39 И когда они совершили всё по закону Господню, возвратились в Галилею, в город свой Назарет.
40 Младенец же возрастал и укреплялся духом, исполняясь премудрости, и благодать Божия была на Нем.
Толкование дня
Читает и комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Всегда, когда возможно это сделать, Евангелие подчёркивает уважительное отношение Пресвятой Богородицы ко всем обрядам и правилам иудаизма: несмотря на то, что Она родила непорочно, Она в полной мере соблюдала положенные дни очищения, и лишь по их окончании Она пришла в Иерусалимский храм с тем, чтобы исполнить ещё один обряд — освящения или, иначе, очищения первенца. Этот обряд установлен библейской книгой Исход, в 13-й главе которой есть такие слова: «Отделяй Господу всё [мужеского пола] разверзающее ложесна; и всё первородное из скота, какой у тебя будет, мужеского пола, [посвящай] Господу» (Исх. 13:12). Дальше в этой же главе книги Исход сказано, что первенца надо выкупать: «А всякого из ослов, разверзающего [утробу], заменяй агнцем; а если не заменишь, выкупи его; и каждого первенца человеческого из сынов твоих выкупа́й» (Исх. 13:13). То есть в том случае, если родился первый мальчик, его родители должны были прийти в храм и заплатить священникам, причём заплатить довольно ощутимую сумму — пять шекелей серебром, при том, что в качестве налога на храм израильтяне платили в год по одному шекелю на двоих. Пресвятая Богородица это сделала. А ещё Она принесла жертву в виде двух горлиц и двух голубиных птенцов, этой жертвой был заменён ягнёнок для всесожжения, то есть на полноценную жертву у семьи родившегося Богомладенца денег не осталось. Все эти установления были справедливы, но не в случае с Божией Матерью, но тем не менее, Она им следовала со всей строгостью и тщательностью. Она их принимала и не роптала.
Принимал свою жизнь и праведный Симеон. Он верил Богу и ждал.
Анна пророчица тоже отличалась глубоким смирением: она, как и все еврейские девушки того времени, рано вышла замуж, через семь лет овдовела и до глубокой старости находилась при храме, она не стала пытаться снова выйти замуж и обрести семью, она приняла волю Божию о себе такой, какова она была.
Три кротких человека собрались вокруг Младенца Христа, вернее же будет сказать, что Он их собрал вокруг Себя. Сложно представить, чтобы там мог оказаться кто-то иной, какой-то бунтарь или же удачливый устроитель собственного благополучия. Христос привлекает к Себе всех, но остаться рядом с Ним навсегда могут только чистые сердцем и кроткие нравом. Нам стоит об этом помнить, особенно же сегодня — в Праздник веры, кротости и упования.