Евангелие от Марка, Глава 14, стихи 3-9
Читает и комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Евангелие от Марка, Глава 14, стихи 3-9
03 И когда был Он в Вифании, в доме Симона прокаженного, и возлежал,- пришла женщина с алавастровым сосудом мира из нарда чистого, драгоценного и, разбив сосуд, возлила Ему на голову.
04 Некоторые же вознегодовали и говорили между собою: к чему сия трата мира?
05 Ибо можно было бы продать его более нежели за триста динариев и раздать нищим. И роптали на нее.
06 Но Иисус сказал: оставьте ее; что ее смущаете? Она доброе дело сделала для Меня.
07 Ибо нищих всегда имеете с собою и, когда захотите, можете им благотворить; а Меня не всегда имеете.
08 Она сделала, что могла: предварила помазать тело Мое к погребению.
09 Истинно говорю вам: где ни будет проповедано Евангелие сие в целом мире, сказано будет, в память ее, и о том, что она сделала.
Толкование дня
Читает и комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Эта евангельская история, конечно, уникальна. Она неповторима. Такое могло произойти только там — в Вифании, в доме Симона прокажённого, и только накануне Страданий Спасителя. Но реакция некоторых свидетелей действий женщины, помазавшей драгоценным миром Христа, — вневременна. Во все эпохи люди очень любят наблюдать за тем, как тратятся чужие деньги, любят возмущаться по этому поводу и высказывать своё экспертное мнение.
За примерами далеко ходить не надо, достаточно зайти в одну из социальных сетей на страницу какого-нибудь государственного или же церковного деятеля, который рассказывает о социальных проектах, о стройках, о благоустройстве и вообще о расходовании средств. Под такими записями обязательно найдутся комментарии от мало кому известных людей, в которых в резкой форме будет сказано, что деньги потрачены вовсе не туда, куда надо, что надо заниматься совершенно иными проектами, и вообще всё не так, как то должно быть. Причём комментарии, точно также, как и в этом евангельском эпизоде, будут взывать к высшим бесспорным ценностям, например, к милосердию.
С такими комментаторами невозможно дискутировать, ведь никто не станет спорить с тем, что малоимущим нужно помогать, что больные дети нуждаются в особой заботе, в ней же нуждаются и пожилые люди. Да и вообще вокруг нас море социальной несправедливости и неравенства. Нам в самом деле необходимо со всем этим что-то делать, действительно, это требует финансовых вложений, сердечного участия и самоограничения.
Вот и Христос не спорит с неуказанными апостолом и евангелистом Марком анонимами. Он не перечисляет Свои заслуги и то, что Он уже сделал для всех видов несчастных страдающих людей. Но Он и не молчит в ответ, Он отвечает, отвечает абсолютно гениальной фразой: «Нищих всегда имеете с собою и, когда захотите, можете им благотворить; а Меня не всегда имеете». Действительно, нищие будут всегда. Всегда же будет и социальное неравенство. Но это вовсе не означает, что нужно сидеть сложа руки, как не означает это и того, что стоит кому-то указывать, каким образом человек должен распоряжаться теми средствами, которые оказались у него в руках. Потому-то Христос и говорит: «Когда захотите, можете им благотворить». Он адресует эти слова не женщине, которая сделала для Господа доброе дело, Он их адресует тем анонимам, которые на словах, через критику других, проявляют заботу о нищих. Если человек действительно хочет кому-то помочь, то делается это не через указание на то, каким образом должны распоряжаться деньгами другие, а через личное участие в помощи собственными, пусть и очень скромными, средствами. Господь не призывал кого-либо за что-либо критиковать, Он призывал делать. И христианин — это тот, кто делает. Пусть немногое, пусть ошибаясь, но — делает.