Евангелие от Марка, Глава 11, стихи 1-11
Читает и комментирует священник Антоний Борисов.
Евангелие от Марка, Глава 11, стихи 1-11
01 Когда приблизились к Иерусалиму, к Виффагии и Вифании, к горе Елеонской, Иисус посылает двух из учеников Своих
02 и говорит им: пойдите в селение, которое прямо перед вами; входя в него, тотчас найдете привязанного молодого осла, на которого никто из людей не садился; отвязав его, приведите.
03 И если кто скажет вам: что вы это делаете? — отвечайте, что он надобен Господу; и тотчас пошлет его сюда.
04 Они пошли, и нашли молодого осла, привязанного у ворот на улице, и отвязали его.
05 И некоторые из стоявших там говорили им: что делаете? зачем отвязываете осленка?
06 Они отвечали им, как повелел Иисус; и те отпустили их.
07 И привели осленка к Иисусу, и возложили на него одежды свои; Иисус сел на него.
08 Многие же постилали одежды свои по дороге; а другие резали ветви с дерев и постилали по дороге.
09 И предшествовавшие и сопровождавшие восклицали: осанна! благословен Грядущий во имя Господне!
10 благословенно грядущее во имя Господа царство отца нашего Давида! осанна в вышних!
11 И вошел Иисус в Иерусалим и в храм; и, осмотрев всё, как время уже было позднее, вышел в Вифанию с двенадцатью.
Толкование дня
Читает и комментирует священник Антоний Борисов.
Когда на последней неделе
Входил Он в Иерусалим,
Осанны навстречу гремели,
Бежали с ветвями за Ним.
А дни всё грозней и суровей,
Любовью не тронуть сердец,
Презрительно сдвинуты брови,
И вот послесловье, конец.
Прозвучавшие строки принадлежат русскому писателю и поэту Борису Пастернаку, который здесь размышляет над последними днями земной жизни Господа Иисуса Христа. Пастернак мастерски улавливает настроение евангельского повествования и передает одновременное присутствие в нём радости и грусти. С одной стороны, мы видим, как входящего в Иерусалим Христа с восхищением встречают люди. Собравшиеся у Золотых ворот иудейской столицы видели многие чудеса Спасителя, но были окончательно покорены воскрешением праведного Лазаря. Потому и слышим мы ликование — ликование от явной победы над смертью!
Однако мы знаем, кто скрывается за радостной толпой. Там находятся те, кто желают убить Спасителя, прервать Его служение. Потому Вход Иисуса в Иерусалим — это начало страданий, преддверие страшной казни, ожидающей Христа на вершине Голгофы. Спаситель отчётливо осознавал, какая участь Ему уготована. Он видел предсказание грядущих страданий в поступках окружающих. Пусть они (поступки) и совершались, на первый взгляд, по иной причине.
Так, накануне входа в Иерусалим Господь Иисус вместе с учениками находился в доме Своих ближайших друзей — Лазаря и двух его сестёр — Марфы и Марии. Желая отблагодарить Учителя за воскрешение брата, Мария совершает смелый поступок. Ради Христа она разбивает запечатанный сосуд с нардовым маслом (очень дорогим) и помазывает ноги Учителя. Большинство апостолов недоумевает, а Иуда и вовсе возмущается растрате — говорит, что можно было бы продать сосуд с маслом и раздать деньги нищим. Для Самого же Спасителя помазание Марии — знак скорой смерти. В Иудее было принято умащивать тела умерших благовониями.
На следующий день Спаситель прибывает в Иерусалим. Это событие становится исполнением сразу нескольких ветхозаветных пророчеств. Господь входит в иудейскую столицу, спустившись с Елеонской горы — особого места, где, по преданию, состоится Суд Божий над людьми в конце времён. Спаситель восседает на молодом ослёнке. Так поступали военачальники древности, если их поход завершался победой. Осёл был символом мира и торжества одновременно.
Христа встречает множество людей. Однако это в большинстве своём не жители Иерусалима, а паломники, прибывшие, в том числе, из Галилеи — родины Спасителя. Столичное население к Иисусу отнеслось прохладно и даже враждебно. Негативно приход Спасителя восприняли, прежде всего, служители Иерусалимского храма. Христос виделся им выскочкой и нарушителем религиозных устоев. Данное настроение передалось, в конце концов, и тем иудеям, которые сначала рады были приветствовать Сына Божьего.
Вот почему Христос не остаётся в Иерусалиме и вечером покидает его. Он видит, что население столицы ждало иного царя. Цель же служения Спасителя была иной. Он входит в Иерусалим не для того, чтобы царствовать и торжествовать, а чтобы пострадать. Но за пленением, судом и мучениями, которые Христу предстоит вынести, уже сияет неземной свет Воскресения, способного принести миру радость большую, чем описанный в сегодняшнем Евангелии Вход Спасителя в мятущийся и неспокойный Иерусалим.