АПОСТОЛЬСКОЕ ЧТЕНИЕ С ТОЛКОВАНИЕМ НА 27.02.2022

Павла
1 Кор., 140 зач., VIII, 8 — IX, 2.
Комментирует протоиерей Павел Великанов.

1 Кор., 140 зач., VIII, 8 — IX, 2.

Глава 8.

8 Пища не приближает нас к Богу: ибо, едим ли мы, ничего не приобретаем; не едим ли, ничего не теряем.

9 Берегитесь однако же, чтобы эта свобода ваша не послужила соблазном для немощных.

10 Ибо если кто-нибудь увидит, что ты, имея знание, сидишь за столом в капище, то совесть его, как немощного, не расположит ли и его есть идоложертвенное?

11 И от знания твоего погибнет немощный брат, за которого умер Христос.

12 А согрешая таким образом против братьев и уязвляя немощную совесть их, вы согрешаете против Христа.

13 И потому, если пища соблазняет брата моего, не буду есть мяса вовек, чтобы не соблазнить брата моего.

Глава 9.

1 Не Апостол ли я? Не свободен ли я? Не видел ли я Иисуса Христа, Господа нашего? Не мое ли дело вы в Господе?

2 Если для других я не Апостол, то для вас Апостол; ибо печать моего апостольства — вы в Господе.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.

Слушая завершающие слова из сегодняшнего апостольского чтения, невольно вспоминаешь кадры из фильма «Нелюбовь». Запутавшиеся в лабиринтах эгоцентризма родители, у каждого из которых — своя мнимая правда, которой с маниакальной настойчивостью они добиваются, — не замечают, что рядом с ними — их родной сын, как губка впитывающий эту отраву нелюбви, ежедневно, ежеминутно сочащуюся из отношений родителей. И однажды эта перенасыщенная нелюбовью губка — трагически отваливается.

Апостол сегодня призывает нас задуматься над тем, что же в нашей жизни является своего рода «печатью», средством подтверждения правильности, легитимности того, что мы делаем? Для самого апостола эта «печать» — обращённые им христиане, его «дело в Господе», как он сам говорит. Заметим: не правильность его учения. Не собственное благочестие. Даже не мистический опыт встречи со Христом. И не признание его апостольства той или иной общиной или церковью. Всё это важно, но — вторично. Апостол чётко следует словам Спасителя: «По плодам их узнаете их!» Плод проповедника — не сказанные слова, а их действие в душах слушателей. И не просто действие: эти слова должны стать источником жизненного разворота, радикального изменения всего направления бытия — от греха и безбожия к дружбе с Богом и праведности.

Ну а какой же может быть «печать» христианства у обычного человека, не поставленного на высокое миссионерское служение? Например, офисного работника? Который большую часть времени проводит, созерцая слова и цифры на мониторе и жонглируя ими соответственно своей профессии? Чем он как христианин отличается от множества окружающих его сотрудников, не имеющих никаких отношений со Христом?

Я бы предложил вот какие два критерия.

Первый — принципиальность о Христе. Что это значит? В жизни у каждого из нас бывают ситуации, когда было бы гораздо легче на какое-то время — ну как бы подзабыть, что мы — верующие. Отложить в сторону то, что мы обещали в Крещении. Увидеть свою религиозность как некую «опцию», а не самое существо жизни. Так вот, для верного Христу само приближение такого помысла — неприемлемо. Не говоря уже о вглядывании в него или тем более исполнении.

Второй критерий нашей верности — я бы назвал его «зеркалом ближнего». Нет, это не совсем то, о чем в годы моей юности пел Юрий Антонов: «вгляжусь в тебя, как зеркало, до головокружения» — потому что это «головокружительное вглядывание» в самого себя, горячо влюблённого, — ещё более дезориентирует в реальности. «Зеркало ближнего» — та самая «печать», которую вдребезги разбили главные герои «Нелюбви». Их сын — и был той самой «печатью» их отношений, которой они пренебрегли, точным, и потому невыносимым, отражением их самих — и в итоге участь каждого из них оказалась совсем незавидной. «Зеркало ближнего» — это то, как наша близость — или, наоборот, отдалённость от Бога — воздействует на тех, кто находится рядом с нами. Постоянно. Ежедневно. С кем невозможно поиграть в столь любимые нами ролевые игры. Кто видит нас в разных ситуациях, разных состояниях — и кого обмануть практически невозможно. Но именно эти люди для каждого из нас — та самая «печать», только при наличии которой и можно надеяться на то, что мы — не сбились с пути, а движемся вперёд, к Богу, к любви и святости!

Добавить комментарий