Евангелие от Луки, Глава 19, стихи 29-40; Глава 22, стихи 7-39
Читает и комментирует священник Стефан Домусчи.
Евангелие от Луки, Глава 19, стихи 29-40; Глава 22, стихи 7-39
29 И когда приблизился к Виффагии и Вифании, к горе, называемой Елеонскою, послал двух учеников Своих,
30 сказав: пойдите в противолежащее селение; войдя в него, найдете молодого осла привязанного, на которого никто из людей никогда не садился; отвязав его, приведите;
31 и если кто спросит вас: зачем отвязываете? скажите ему так: он надобен Господу.
32 Посланные пошли и нашли, как Он сказал им.
33 Когда же они отвязывали молодого осла, хозяева его сказали им: зачем отвязываете осленка?
34 Они отвечали: он надобен Господу.
35 И привели его к Иисусу, и, накинув одежды свои на осленка, посадили на него Иисуса.
36 И, когда Он ехал, постилали одежды свои по дороге.
37 А когда Он приблизился к спуску с горы Елеонской, все множество учеников начало в радости велегласно славить Бога за все чудеса, какие видели они,
38 говоря: благословен Царь, грядущий во имя Господне! мир на небесах и слава в вышних!
39 И некоторые фарисеи из среды народа сказали Ему: Учитель! запрети ученикам Твоим.
40 Но Он сказал им в ответ: сказываю вам, что если они умолкнут, то камни возопиют.
Евангелие от Луки, Глава 22
07 Настал же день опресноков, в который надлежало заколать пасхального агнца,
08 и послал Иисус Петра и Иоанна, сказав: пойдите, приготовьте нам есть пасху.
09 Они же сказали Ему: где велишь нам приготовить?
10 Он сказал им: вот, при входе вашем в город, встретится с вами человек, несущий кувшин воды; последуйте за ним в дом, в который войдет он,
11 и скажите хозяину дома: Учитель говорит тебе: где комната, в которой бы Мне есть пасху с учениками Моими?
12 И он покажет вам горницу большую устланную; там приготовьте.
13 Они пошли, и нашли, как сказал им, и приготовили пасху.
14 И когда настал час, Он возлег, и двенадцать Апостолов с Ним,
15 и сказал им: очень желал Я есть с вами сию пасху прежде Моего страдания,
16 ибо сказываю вам, что уже не буду есть ее, пока она не совершится в Царствии Божием.
17 И, взяв чашу и благодарив, сказал: приимите ее и разделите между собою,
18 ибо сказываю вам, что не буду пить от плода виноградного, доколе не придет Царствие Божие.
19 И, взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им, говоря: сие есть тело Мое, которое за вас предается; сие творите в Мое воспоминание.
20 Также и чашу после вечери, говоря: сия чаша есть Новый Завет в Моей крови, которая за вас проливается.
21 И вот, рука предающего Меня со Мною за столом;
22 впрочем, Сын Человеческий идет по предназначению, но горе тому человеку, которым Он предается.
23 И они начали спрашивать друг друга, кто бы из них был, который это сделает.
24 Был же и спор между ними, кто из них должен почитаться большим.
25 Он же сказал им: цари господствуют над народами, и владеющие ими благодетелями называются,
26 а вы не так: но кто из вас больше, будь как меньший, и начальствующий — как служащий.
27 Ибо кто больше: возлежащий, или служащий? не возлежащий ли? А Я посреди вас, как служащий.
28 Но вы пребыли со Мною в напастях Моих,
29 и Я завещаваю вам, как завещал Мне Отец Мой, Царство,
30 да ядите и пиете за трапезою Моею в Царстве Моем, и сядете на престолах судить двенадцать колен Израилевых.
31 И сказал Господь: Симон! Симон! се, сатана просил, чтобы сеять вас как пшеницу,
32 но Я молился о тебе, чтобы не оскудела вера твоя; и ты некогда, обратившись, утверди братьев твоих.
33 Он отвечал Ему: Господи! с Тобою я готов и в темницу и на смерть идти.
34 Но Он сказал: говорю тебе, Петр, не пропоет петух сегодня, как ты трижды отречешься, что не знаешь Меня.
35 И сказал им: когда Я посылал вас без мешка и без сумы и без обуви, имели ли вы в чем недостаток? Они отвечали: ни в чем.
36 Тогда Он сказал им: но теперь, кто имеет мешок, тот возьми его, также и суму; а у кого нет, продай одежду свою и купи меч;
37 ибо сказываю вам, что должно исполниться на Мне и сему написанному: и к злодеям причтен. Ибо то, что о Мне, приходит к концу.
38 Они сказали: Господи! вот, здесь два меча. Он сказал им: довольно.
39 И, выйдя, пошел по обыкновению на гору Елеонскую, за Ним последовали и ученики Его.
Толкование дня
Читает и комментирует священник Стефан Домусчи.
Сегодняшнее чтение представляет собой соединение двух значительных по объёму отрывков. В первом говорится о входе Господнем в Иерусалим, во втором о тайной вечери и споре учеников о старшинстве. Само объединение этих историй в одну не случайно.
Как известно, в древней церкви существовала развитая традиция подготовки взрослых людей ко крещению. Одним из важнейших этапов этой подготовки была проверка чистоты намерений, которые ни в коем случае не должны были быть связаны со стремлением к какой бы то ни было земной выгоде. Учитывая, что первоначально пост был связан с этой подготовкой, все чтения, которые читаются в эти дни, тоже могут рассматриваться в этой перспективе.
Итак, что же мы видим? В первом Христос входит в Иерусалим, но не как обычный человек, а как ожидаемый Мессия. По слову Евангелиста, многие из тех, кто считали себя его учениками, славили Бога и говорили: «Благословен Царь, грядущий во имя Господне!». Выглядело это настолько вызывающе, что фарисеи просили Христа запретить эти возгласы.
Как мы знаем из Евангелий, ученики и прежде рассчитывали на улучшение своего положения из-за близости ко Христу. Теперь же, когда они своими глазами видели Его торжественный вход во Иерусалим, их надежды на привилегированное положение только укрепились.
Но вот мы видим их на Тайной вечери, во время которой Христос прямо говорит о Своих грядущих страданиях и даже о предательстве. На какой-то миг учеников это смутило, и они даже стали спрашивать друг друга о том, кто может быть предателем… Но тут же заспорили о чем-то гораздо более важном и личном. О том, что их действительно беспокоило, то есть о том, кто из них больший. Эта поразительная глухота к происходящему, сконцентрированность на своих интересах ещё больше оттеняется безграничным снисхождением и любовью Христа, Который им, тем, кто не слушает Его, обещает Царство… Который, зная о грядущем предательстве, молится за них, чтобы в итоге, пройдя через все трудности, они вернулись на правильный путь. При этом Господь позволяет им пройти отпадение, потому самоуверенность гораздо хуже.
Мы слышим о том, что сатана стремится к тому, чтобы разделить людей, чтобы рассеивать их по одному, как рассеивают пшеницу во время сева. Это происходило с апостолами, которые после ареста Христа разбежались, но это же происходит и во все времена… потому что дело дьявола — рассеивать людей и вносить вражду… Спаситель молился Отцу для того, чтобы, пройдя испытания, Пётр и другие нашли в себе силы вернуться на путь ученичества. Уже знающие о своем бессилии, уже не такие самоуверенные и наученные горьким опытом собственного предательства. Но именно поэтому ещё больше благодарные Учителю, который для того и пошёл на смерть, чтобы дать им, а вместе с ними и всем нам, надежду на исправление, надежду на то, что после рассеяния и вражды, после всех испытаний жизни, мы всё равно способны возвращаться на путь любви и быть Его учениками.