Соборное послание святого апостола Иуды
Иуд., 78 зач., I, 11-25.
Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Иуд., 78 зач., I, 11-25.
Глава 1.
11 Горе им, потому что идут путем Каиновым, предаются обольщению мзды, как Валаам, и в упорстве погибают, как Корей.
12 Таковые бывают соблазном на ваших вечерях любви; пиршествуя с вами, без страха утучняют себя. Это безводные облака, носимые ветром; осенние деревья, бесплодные, дважды умершие, исторгнутые;
13 свирепые морские волны, пенящиеся срамотами своими; звезды блуждающие, которым блюдется мрак тьмы на веки.
14 О них пророчествовал и Енох, седьмой от Адама, говоря: «се, идет Господь со тьмами святых Ангелов Своих —
15 сотворить суд над всеми и обличить всех между ними нечестивых во всех делах, которые произвело их нечестие, и во всех жестоких словах, которые произносили на Него нечестивые грешники».
16 Это ропотники, ничем не довольные, поступающие по своим похотям (нечестиво и беззаконно); уста их произносят надутые слова; они оказывают лицеприятие для корысти.
17 Но вы, возлюбленные, помните предсказанное Апостолами Господа нашего Иисуса Христа.
18 Они говорили вам, что в последнее время появятся ругатели, поступающие по своим нечестивым похотям.
19 Это люди, отделяющие себя (от единства веры), душевные, не имеющие духа.
20 А вы, возлюбленные, назидая себя на святейшей вере вашей, молясь Духом Святым,
21 сохраняйте себя в любви Божией, ожидая милости от Господа нашего Иисуса Христа, для вечной жизни.
22 И к одним будьте милостивы, с рассмотрением,
23 а других страхом спасайте, исторгая из огня, обличайте же со страхом, гнушаясь даже одеждою, которая осквернена плотью.
24 Могущему же соблюсти вас от падения и поставить пред славою Своею непорочными в радости,
25 Единому Премудрому Богу, Спасителю нашему чрез Иисуса Христа Господа нашего, слава и величие, сила и власть прежде всех веков, ныне и во все веки. Аминь.
Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Очень интересное разделение на типы людей предлагает сегодня нам в своём послании апостол Иуда. Если посмотреть греческий текст — мы увидим, что он говорит о людях душевных — «психиках» — и духовных — «пневматиках». Причем первых он обличает в очень жёстких, хлёстких словах — именуя их безводными облаками, носимыми ветром; осенними бесплодными деревьями, дважды умершими, свирепыми морскими волнами, которые пенятся своими срамотами.
Чем же так провинились эти «психики» — душевно-ориентированные люди — что заслужили столь нелестные наименования? Сам апостол прежде всего определяет их как «отделяющих себя от единства веры», потому что они буквально «не имеют Духа», «бездуховные». Глагол άποδιορίζω —разграничивать нечто, отделять, делать различие, разделять, вызывать разделение. Причиной, по которой «психики» противопоставляют себя «пневматикам», вполне очевидна: жизнь «по Духу» им «не по нраву», она противоположна привычной для них жизни в согласии со своими интересами и аппетитами.
Но возникает вопрос: как же могли подобные «психики», разрушающие единство Церкви, вообще быть христианами? Разве они — вообще не чужды какой бы то ни было веры, представлений о Боге, Его заповедях, Евангелии? Очевидно же, что нет!
Мы подошли к очень важному вопросу: каким образом можно проверить подлинность или мнимость наших представлений о Боге, духовном мире, своём собственном пути к Нему? Ведь очень легко можно принять за истину свои надуманные представления — и таким образом сотворить Бога по «своему образу и подобию» — как бы гротескно это ни звучало?
Ответ очень простой: главный камертон, которым и проверяется истинность или ложность духовного опыта — это сама Церковь. Церковь как единство любящих Христа и на деле переживающих живительное действие Святого Духа. Неудивительно, что те, кто слышат, насколько их «партия» выбивается из общей церковной тональности, спешат отделиться и самопровозгласить себя «истиной в последней инстанции». Вот почему таковые и стараются прежде всего создать собственную, параллельную церковную структуру — тем самым разрывая хитон Христов.
Блаженный Августин прямо говорит: «Не причастен любви Бога тот, кто является врагом единства». Но единство всегда предполагает способность к взаимодействию и достижению общего согласия — что совершенно невозможно, когда человек или какая-то группа упрямо настаивает на своём. Диалогичность как способность слушать и слышать — что и есть неотъемлемый атрибут подлинной церковности — противостоит здесь монологичности отделяющихся от Церкви — с их декларативностью, негибкостью, радикальностью.
Как же важно быть внимательным и доверять не собственному мнению, не воспринимать самого себя за мерило истины, но единым соборным разумом Церкви поверять в том числе и свой личный духовный путь — иначе легко можно оказаться самых настоящим «психиком», который только воображает себя исполненным Духа Божия!