ЦАРСТВО БОЖИЕ – УДЕЛ ПОБЕЖДЁННЫХ

Царство Божие, оказывается, – удел побеждённых, а не победителей. Небесные обители Отца нашего уготованы проигравшим гонку здесь, на земле. Первым в Рай входит бандит и убийца; первой узнаёт о том, что Иисус – Мессия, что Он – Сын Божий, непотребная женщина, блудница самарянская. Где здравый смысл, где логика, где справедливость человеческая?


Подробнее:

СМИРЕННАЯ БЛУДНИЦА

Неделя 5 по Пасхе, о самаряныне.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Христос воскресе!

“Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное” (Мф.5.3). Это утверждение нашего Спасителя, каким бы знакомым и привычным оно нам ни казалось, на самом деле – “камень преткновения и соблазна” (Рим.9.33). Царство Божие, оказывается, – удел побеждённых, а не победителей. Небесные обители Отца нашего уготованы проигравшим гонку здесь, на земле. Первым в Рай входит бандит и убийца; первой узнаёт о том, что Иисус – Мессия, что Он – Сын Божий, непотребная женщина, блудница самарянская. Где здравый смысл, где логика, где справедливость человеческая?

В одном старом фильме, который был снят ещё в те времена, когда о Церкви нельзя было говорить открыто ничего хорошего, а можно было только обличать мракобесие и алчность её служителей, один герой спрашивает другого, таинственно, сокровенно изображающего в этом фильме священника: “Хороших у вас пропускают, а плохим отрывают головы?” “Не знаю, не уверен, – печально отвечает вопрошающему “сокровенный” этот священник, носящий странную кличку “Сталкер”, – мне-то кажется, что пропускают тех, у кого надежд больше никаких не осталось. Не плохих или хороших, а несчастных…” Несчастные – те, у которых нет части в этой жизни. Несчастные – изгои, потому что их поведение, их жизнь – греховны. Казалось бы, если они чего и достойны, так в первую очередь осуждения и проклятий. Однако Христос Спаситель как бы в насмешку над человеческими представлениями о справедливости “ест и пьёт с мытарями и грешниками” (Мф.9.11), говорит алчному сборщику налогов: “сегодня надобно Мне быть у тебя в доме” (Лк.19.5), и величайшую тайну о Себе: “Я – Мессия” – доверяет блуднице.

Так что логика Евангелия совсем иная, чем логика нашей повседневной жизни. И тот, кто пришёл в церковь, должен забыть о справедливости, потому что вместо закона “око за око и зуб за зуб” (Лев.24.20) здесь действует совсем иное правило: “любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас” (Мф.5.44).

Но, разумеется, для того, чтобы Бог удостоил сaмого последнего грешника Своим посещением, чтобы Он открылся мне, такому, какой я есть, необходима весьма важная вещь: моё согласие с Ним, с моим Богом. Если я согласен с тем, что болен грехом и ищу способов исцелиться от греха, – Бог мне поможет, потому что, по Его собственному слову, “не здоровые имеют нужду во враче, но больные” (Мф.9.11). А если же я убеждён, что исцеляться мне ни от какого греха не нужно просто потому, что у меня их, грехов, нет, тогда даже Бог помочь не сможет, потому что человек свободен и эта Богом данная свобода ненарушима. Бог не может спасти нас против нашей воли, Бог не может простить нам грех, если мы не просим о прощении, Бог не может напоить нас водой вечной жизни, если мы стиснули зубы. Как и в быту, для того, чтобы напиться воды, необходимо совершить хоть малую, но работу, так и в духовной жизни: для того, чтобы причаститься Воды живой, Воды Вечной жизни, нужно совершить работу покаяния. Так, как это сделала грешная женщина из самарийского города Сихарь.

В этом евангельском эпизоде мы, современные люди, вслед за самой самарянкой, изумляемся чуду прозорливости Спасителя. Нам, как и ей, кажется, что самое удивительное в этой истории то, что Господь всё знает о неправедной жизни жительницы Сихаря. Хотя на самом деле нас должно было бы ошеломить совсем другое – удивительное, непостижимое смирение той, с которой Бог говорил у колодца Иакова. Для того чтобы понять, как велико, как неожиданно и потому чудесно смирение самарянки, достаточно просто представить себе, как кто-нибудь из наших знакомых или друзей упрекнёт одного из нас в нашем действительном грехе, в нашей постыдной страсти, которую, как ни скрывай, всё равно не скрыть. Разве не всколыхнётся наша душа от обиды и негодования на обличителя? Разве не отыщем мы тут же десяток извиняющих нас обстоятельств? Разве не захлестнёт нас горячей волной обида? Обида – на что? На правду!

А что же самарянка? Она оскорбилась, обиделась, стала оправдываться? Или, может быть, как мы это часто делаем, сказала со злостью: “Не твоё дело – моих мужей считать”? Нет, эта добрая женщина в ответ на обличение в блудодеянии – обрадовалась! Она бросила свой водонос, она забыла, зачем пришла из города к колодцу, она побежала обратно в город и говорит людям: “Пойдите, посмотрите Человека, Который сказал мне всё, что я сделала: не Он ли Христос?” (Ин.4.29). Вы подумайте, ни ложного стыда, ни уязвлённой гордости – одна радость!

Так истинное покаяние рождает радость, так искреннее желание новой жизни делает человека лёгким, летящим, обретшим крылья. Чему же радуется эта женщина? Что делает её такой счастливой? Я думаю только одно: решимость жить по-новому. И обратите внимание, ей ведь совсем не стыдно! Ей нечего стыдится, потому что прошлая жизнь со всеми этими бесконечными “мужьями”, со всем этим угаром блуда – позади и навсегда позади! Разве это не чудо? Разве это не радость?

Каждый день Церковь даёт нам возможность пережить радость покаяния и обновления, и только от нас зависит, воспользуемся ли мы этой удивительной возможностью, переживём ли мы вновь и вновь чудо обновления, как пережила его женщина из города Сихарь. Аминь

28 мая 2000 г.

Священник Сергий Ганьковский

28.05.2000

https://www.hram.info/propovedi/voskresnye_propovedi/nedelya_5_po_paskhe_o_samaryanke/smirennaya_bludnitsa/

Добавить комментарий