-
И первый завет имел постановление о Богослужении и святилище земное:
-
ибо устроена была скиния первая, в которой был светильник, и трапеза, и предложение хлебов, и которая называется Святое.
-
За второю же завесою была скиния, называемая Святое Святых,
-
имевшая золотую кадильницу и обложенный со всех сторон золотом ковчег завета, где были золотой сосуд с манною, жезл Ааронов расцветший и скрижали завета,
-
а над ним херувимы славы, осеняющие очистилище; о чем не нужно теперь говорить подробно.
-
При таком устройстве, в первую скинию всегда входят священники совершать Богослужение;
-
а во вторую — однажды в год один только первосвященник, не без крови, которую приносит за себя и за грехи неведения народа.
-
Сим Дух Святый показывает, что еще не открыт путь во святилище, доколе стои́т прежняя скиния.
-
Она есть образ настоящего времени, в которое приносятся дары и жертвы, не могущие сделать в совести совершенным приносящего,
-
и которые с яствами и питиями, и различными омовениями и обрядами, относящимися до плоти, установлены были только до времени исправления.
-
Но Христос, Первосвященник будущих благ, придя с большею и совершеннейшею скиниею, нерукотворенною, то есть не такового устроения,
-
и не с кровью козлов и тельцов, но со Своею Кровию, однажды вошел во святилище и приобрел вечное искупление.
-
Ибо если кровь тельцов и козлов и пепел телицы, через окропление, освящает оскверненных, дабы чисто было тело,
-
то кольми паче Кровь Христа, Который Духом Святым принес Себя непорочного Богу, очистит совесть нашу от мертвых дел, для служения Богу живому и истинному!
-
И потому Он есть ходатай нового завета, дабы вследствие смерти Его, бывшей для искупления от преступлений, сделанных в первом завете, призванные к вечному наследию получили обетованное.
-
Ибо, где завещание, там необходимо, чтобы последовала смерть завещателя,
-
потому что завещание действительно после умерших: оно не имеет силы, когда завещатель жив.
-
Почему и первый завет был утвержден не без крови.
-
Ибо Моисей, произнеся все заповеди по закону перед всем народом, взял кровь тельцов и козлов с водою и шерстью червленою и иссопом, и окропил как самую книгу, так и весь народ,
-
говоря: это кровь завета, который заповедал вам Бог.
-
Также окропил кровью и скинию и все сосуды Богослужебные.
-
Да и все почти по закону очищается кровью, и без пролития крови не бывает прощения.
-
Итак образы небесного должны были очищаться сими, самое же небесное лучшими сих жертвами.
-
Ибо Христос вошел не в рукотворенное святилище, по образу истинного устроенное, но в самое небо, чтобы предстать ныне за нас пред лице Божие,
-
и не для того, чтобы многократно приносить Себя, как первосвященник входит во святилище каждогодно с чужою кровью;
-
иначе надлежало бы Ему многократно страдать от начала мира; Он же однажды, к концу веков, явился для уничтожения греха жертвою Своею.
-
И как человекам положено однажды умереть, а потом суд,
-
так и Христос, однажды принеся Себя в жертву, чтобы подъять грехи многих, во второй раз явится не для очищения греха, а для ожидающих Его во спасение.