Ещё в первые дни войны сотрудники Антирелигиозного музея (так тогда назывался Исаакий), стали отбирать экспонаты и материалы фондов для отправки в эвакуацию, — рассказывает Ольга Матвеева, старший научный сотрудник ГУК ГМК «Исаакиевский собор». — Здесь были иконы, деревянные модели собора, бюст Монферрана из различных пород камня и многое другое.
Ценности отправили за Урал. Библиотеку поместили в подвальное помещение, церковные облачения законсервировали в ящики и также сложили в подвал, в самом соборе остались только настенная живопись и мозаика.
Здание не отапливалось, иней выступал на стенах. Через пробоины внутрь проникала влага, поэтому на мозаике появилась плесень. В декабре 1942-го температура в здании упала до -20°С, а влажность в марте следующего года составила 89%.
Сохранить в таких условиях музейный фонд было сродни чуду. О реставрации не приходилось и думать, оставалось только следить, чтобы вещи не погибли от сырости: просушивать и проветривать их.
Холод и сырость Исаакия губили не только бесценные вещи, но и самих музейных работников, которые буквально коченели.
И весь этот ежедневный подвиг, заключённый в стенах древнего здания, проходил под неизменными бомбёжками, звуки метронома. Здесь тоже был свой фронт, здесь, как и на передовой, боролись до последнего.
Господь сохранял святыни вопреки окружающей обстановке, и именно советское руководство выступало в защиту церковных ценностей от неминуемого уничтожения наступающим неприятелем.
Блокада Ленинграда началась 8 сентября 1941 года и продлилась 872 дня.
По официальным данным, более 600 тыс. жителей города погибли от голода, свыше 300 тыс. солдат и офицеров — в обороне.
18 января 1943 года, в результате операции «Искра», кольцо блокады было прорвано в районе Шлиссельбурга, а 27 января 1944 года Ленинград был полностью освобожден