Перечитывал отрывки из жизнеописания Николая Японского.
Восемь (!) лет он вгрызался в японскую лексику и грамматику, изучал жизнь новой страны и не имел ни одного ученика или последователя. Временами доходил до грани, передавая дневнику свои раздумья о том, что миссия в Японии есть дело совершенно безнадежное.
И только спустя 8 лет появился первый ученик — самурай Савабе. Этот заплатил за Веру Апостольскую проклятиями всех ближних и гонениями от всех знакомых. Жена его сошла с ума и подожгла их дом. Однако он крестился с именем Павел, и как некогда Савл, из гонителя превратился в апостола Истины. Еще два ученика получили имена Иоанн и Иаков, в честь сыновей Зеведеевых. Церковь с плачем родилась и задышала самостоятельно.
Точно так же в Москве восемь (!) лет в пустом храме без прихожан (только сторож да псаломщик) служил Алексий (Мечев). На звон к его Литургии соседние священники говорили: Звонишь? Зря звонишь. Нет народу.
Однако годы прошли и Алексей стал самым востребованным пастырем на Москве. Не укрылся под столом светильник, но осветил весь дом.
Это не Золотой век патристики и не эпоха Торжества монашества. Это конец странного 19-века и начало безумного 20-го. Восемь лет в обоих случаях. Октоих прожит и пропет полностью, если кому понятно, о чем я. И наконец, тайное становится явным, зерно горчичное превращается в дерево, птицам уже есть где укрыться.
Очевидно, не замахиваясь на повторение великого, каждому нужна стойкость и верность, чтобы пожать в свое время, если не ослабеем. «Сеющие слезами, пожнут радостью».
Причем оба — Николай и Алексей — типично русские люди. Тихие, скромные до стыдливости, простые в быту, выросшие чуть не в голоде, без холерического темперамента, без восточной горячности. Жили медленно и основательно. По-русски. Как крестьянин на телеге едет: но-но лошадку, глядь — а сто верст проехал.
На их примере видно, что русские, это задумчивый, неторопливый народ с глубоким взглядом и явно уловимой грустью. Оттого, что греха в мире и в человеке много. Этому внешне непохожему на сынов Израиля народу, Господь в последние времена вручил Апостольство.
Протоиерей Андрей Ткачев