Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла
1 Кор., 135 зач., VI, 12-20.
Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. Когда я впервые услышал слово «полиамория», оно сразу показалось подозрительным — и не случайно. Последние десятилетия убедительно показали: если кому-то надо очевидный, явный грех обелить и сделать нормой — надо прежде всего его красиво назвать — желательно, на иностранном языке.
Но, увы, нет ничего нового под солнцем — и то, что сегодня именуется «полиаморными отношениями» — ранее называлось очень просто: блуд. В отрывке из 1-го послания апостола Павла к Коринфянам — а это 6-я глава — который сегодня читается в храмах за богослужением, мы услышим, с какой болью апостол говорит об этом разрушительном грехе. Давайте послушаем.
Глава 6.
12 Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною.
13 Пища для чрева, и чрево для пищи; но Бог уничтожит и то и другое. Тело же не для блуда, но для Господа, и Господь для тела.
14 Бог воскресил Господа, воскресит и нас силою Своею.
15 Разве не знаете, что тела ваши суть члены Христовы? Итак отниму ли члены у Христа, чтобы сделать их членами блудницы? Да не будет!
16 Или не знаете, что совокупляющийся с блудницею становится одно тело с нею? ибо сказано: два будут одна плоть.
17 А соединяющийся с Господом есть один дух с Господом.
18 Бегайте блуда; всякий грех, какой делает человек, есть вне тела, а блудник грешит против собственного тела.
19 Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои?
20 Ибо вы куплены дорогою ценою. Посему прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии.
В чём же главная беда греха блуда с точки зрения апостола Павла? Каждая строка его послания к коринфянам — очень сжатые, плотные по смыслу послания — которые, чтобы понять, необходимо «разархивировать». Давайте обозначим две главные мысли этих посланий.
Первая мысль — «тела ваши суть члены Христовы». Чтобы понять апостола, необходимо вспомнить, что в крещении христианин вступает в мистические, таинственные отношения со своим новым Господином — Христом Спасителем — и, собственно, само Крещение — это определённый договор между человеком и Богом. Не побоюсь провести параллель с брачным договором: с момента его заключения радикально изменяются все виды отношений между сторонами. Крещёный по отношению к Богу — уже не чужой, теперь он — свой, родной, включённый в Церковь как семью.
Соответственно, с этого момента всё, что происходит с человеком, — включая его половую жизнь — касается уже не только его одного. Став «сотелесником» Христу, соединяясь с Ним не только мысленно, но и вполне реально, физически, в Таинствах Церкви, человек не может «утаить» какую-то сферу своей жизни как абсолютно отчуждённую от Христа.
Для пояснения приведу такой пример. Представьте себе, что некоего безродного нищего усыновил какой-то очень благородный человек — в надежде сделать его своим наследником. Теперь у него — своё крыло в дворце, своя одежда с красивыми вензелями, он приучается постепенно к иному, совершенно невероятному по своей изысканности, образу жизни. Но в какой-то момент ему настолько становится хорошо и вольготно, что он решает поразвлечься, как это делал многократно ранее — и отправляется в своём расшитом камзоле в притон — в свою, когда-то родную, среду. Что будет чувствовать его приёмный отец — когда этот человек вернётся домой — пьяный, грязный, извалявший всего себя в нечистоте пороков? Через это падение всё поместье оказывается как бы подключённым к скверне греха — и отец задумается: а не превратит ли этот преемник всё его наследство — в один большой притон?…
Вторая мысль — «блудник грешит против своего же тела». Дело вовсе не в том, что половые грехи вовлекают в обязательном порядке тело, как, например, и грех чревоугодия. Мысль апостола гораздо глубже: тело — это очень тонко настроенный под конкретного человека… музыкальный инструмент, скрипка. Как прекрасно знает любой музыкант, свой инструмент в чужие руки никогда не дают — даже на малое время. Любящие друг друга супруги — как смычок и струны — постоянно подстраиваются друг под друга, чтобы звучать максимально чисто, без фальши. И эта «подстройка» запечатлевается именно в теле. Недаром прожившие долгую жизнь верные супруги зачастую начинают даже внешне походить друг на друга — они буквально «пропитываются» один другим.
Человек, который вступает в половую связь без любви, без открытости, без доверия, без верности, без ответственности — неизбежно отчуждает себя самого от своего физического тела. Скажу ещё жёстче: он редуцирует, сводит себя как личность — до половой потребности. Он становится — простите — животным, переступающим через всё то, что и делает человека человеком. Вместо того, чтобы приподнимать животную сторону через любовь, жертвенное служение, заботу — и тем самым освящать брак — блудник как бы прижигает своим грехом саму возможность целостного участия всего человека — и духом, и душой, и телом — в таинстве любви.
Вот о чём сегодня и говорит с болью нам апостол: бегайте блуда — который любую душу вводит в долгий паралич неспособности к настоящей любви!