Первое соборное послание святого апостола Иоанна Богослова
1 Ин., 71 зач., II, 18 — III, 10.
Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. В Священном Писании есть особые места — я бы назвал их местами-индикаторами — по которым можно безошибочно определить, насколько человек честен перед собой, или всё же он так и не может позволить себе эту духовную роскошь и продолжает обманывать самого себя даже по отношению к Писанию.
Хотите провести этот тест на себе? Тогда внимательно послушаем отрывок из 2-й и 3-й глав первого послания апостола Иоанна Богослова, который читается сегодня за литургией в православных храмах, — и ответим на вопрос: появилось ли у нас чётко выраженное смущение и недоумение?
Глава 2.
18 Дети! последнее время. И как вы слышали, что придет антихрист, и теперь появилось много антихристов, то мы и познаём из того, что последнее время.
19 Они вышли от нас, но не были наши: ибо если бы они были наши, то остались бы с нами; но они вышли, и через то открылось, что не все наши.
20 Впрочем, вы имеете помазание от Святаго и знаете всё.
21 Я написал вам не потому, чтобы вы не знали истины, но потому, что вы знаете ее, равно как и то, что всякая ложь не от истины.
22 Кто лжец, если не тот, кто отвергает, что Иисус есть Христос? Это антихрист, отвергающий Отца и Сына.
23 Всякий, отвергающий Сына, не имеет и Отца; а исповедующий Сына имеет и Отца.
24 Итак, что вы слышали от начала, то и да пребывает в вас; если пребудет в вас то, что вы слышали от начала, то и вы пребудете в Сыне и в Отце.
25 Обетование же, которое Он обещал нам, есть жизнь вечная.
26 Это я написал вам об обольщающих вас.
27 Впрочем, помазание, которое вы получили от Него, в вас пребывает, и вы не имеете нужды, чтобы кто учил вас; но как самое сие помазание учит вас всему, и оно истинно и неложно, то, чему оно научило вас, в том пребывайте.
28 Итак, дети, пребывайте в Нем, чтобы, когда Он явится, иметь нам дерзновение и не постыдиться пред Ним в пришествие Его.
29 Если вы знаете, что Он праведник, знайте и то, что всякий, делающий правду, рожден от Него.
Глава 3.
1 Смотрите, какую любовь дал нам Отец, чтобы нам называться и быть детьми Божиими. Мир потому не знает нас, что не познал Его.
2 Возлюбленные! мы теперь дети Божии; но еще не открылось, что будем. Знаем только, что, когда откроется, будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть.
3 И всякий, имеющий сию надежду на Него, очищает себя так, как Он чист.
4 Всякий, делающий грех, делает и беззаконие; и грех есть беззаконие.
5 И вы знаете, что Он явился для того, чтобы взять грехи наши, и что в Нем нет греха.
6 Всякий, пребывающий в Нем, не согрешает; всякий согрешающий не видел Его и не познал Его.
7 Дети! да не обольщает вас никто. Кто делает правду, тот праведен, подобно как Он праведен.
8 Кто делает грех, тот от диавола, потому что сначала диавол согрешил. Для сего-то и явился Сын Божий, чтобы разрушить дела диавола.
9 Всякий, рожденный от Бога, не делает греха, потому что семя Его пребывает в нем; и он не может грешить, потому что рожден от Бога.
10 Дети Божии и дети диавола узнаются так: всякий, не делающий правды, не есть от Бога, равно и не любящий брата своего.
Ну как, с каждой ли фразой вы однозначно согласны? Если да — садитесь, два. Тест пройти не удалось!
Нет, друзья мои, я не юродствую: я всего лишь следую блаженному Августину, который в своём толковании однозначно обозначает невозможность примирения двух категоричных утверждений апостола в одном и том же послании. Первое — «Если скажем, что греха у нас нет, сами себя обманываем, и истины в нас нет (1 Ин. 1:8)» Второе — «Всякий, рождённый от Бога, не делает греха, потому что семя Его пребывает в нём; и он не может грешить, потому что рождён от Бога» (1Ин.3:9). Действительно, утверждения взаимоисключающие. Или грех в нас есть (первое) — или греха в нас быть не может (второе). Если это явное противоречие нас не смутило — мы всё прослушали невнимательно и без всякого понимания. Незачёт!
Но как может Писание — Священное! — быть таким противоречивым? Или, возможно, мы выбрали не ту точку зрения — позицию формальной логики — и поэтому оказались в затруднении? Давайте же послушаем, как решает эту проблему Августин.
Он утверждает, что именно любовь — и есть главная заповедь, и её отсутствие — причина и корень всех остальных грехов. Он выбирает непривычную точку зрения — и выводит любовь из перечня всех добродетелей в особую категорию: тот, кто имеет навык любви, которая от Бога, уже не оказывается связан никакими грехами; тот, кто не любит — не имеет никакого отношения к Богу, и более того — не может именоваться христианином вообще! Вот какая категоричность, ни больше, ни меньше!
Апостол Иоанн использует образ «семени», пребывающего в христианине. Что тем самым он хочет до нас донести? Когда женщина беременна, пока она не родит, она не может забеременеть другим ребёнком: также и христианин, плодоносящий в своей душе семя Духа Божия, духа любви — не может одновременно вынашивать внутри себя плод греха — то есть нелюбви, зацикленности на себе самом. И речь апостола — именно об этом. Человек, условно говоря, «беременный Духом», будет проходить разные стадии этого процесса — и восторг от осознания оплодотворённости, и страх возможной утраты, и токсикоз от былых привычек и страстей, и тяжесть ежедневного исполнения заповедей, и предвкушение радости от рождения — но во всём этом будет совершенно новый, непонятный человеку некрещёному статус: христианин — «при исполнении», он — непраздный, он — в любое время дня и ночи, на работе и дома, в радости и печали, в труде и развлечении — всё равно остаётся беременным.
Помоги же нам, Господи, бережно относиться к тому семени Духа, который постепенно растёт в душе каждого христианина!