ЕВАНГЕЛИЕ ДНЯ С ТОЛКОВАНИЕМ НА 05.03.2024

Евангелие дня

Евангелие от Марка, Глава 14, стихи 10-42

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.

Что необходимо сделать для того, чтобы не совершать в своей жизни тяжкие грехи? Ответ на этот вопрос находим в отрывке из 14-й главы Евангелия от Марка, который читается сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.

Глава 14.

10И пошел Иуда Искариот, один из двенадцати, к первосвященникам, чтобы предать Его им.

11Они же, услышав, обрадовались, и обещали дать ему сребреники. И он искал, как бы в удобное время предать Его.

12В первый день опресноков, когда заколали пасхального агнца, говорят Ему ученики Его: где хочешь есть пасху? мы пойдем и приготовим.

13И посылает двух из учеников Своих и говорит им: пойдите в город; и встретится вам человек, несущий кувшин воды; последуйте за ним

14и куда он войдет, скажите хозяину дома того: Учитель говорит: где комната, в которой бы Мне есть пасху с учениками Моими?

15И он покажет вам горницу большую, устланную, готовую: там приготовьте нам.

16И пошли ученики Его, и пришли в город, и нашли, как сказал им; и приготовили пасху.

17Когда настал вечер, Он приходит с двенадцатью.

18И, когда они возлежали и ели, Иисус сказал: истинно говорю вам, один из вас, ядущий со Мною, предаст Меня.

19Они опечалились и стали говорить Ему, один за другим: не я ли? и другой: не я ли?

20Он же сказал им в ответ: один из двенадцати, обмакивающий со Мною в блюдо.

21Впрочем Сын Человеческий идет, как писано о Нем; но горе тому человеку, которым Сын Человеческий предается: лучше было бы тому человеку не родиться.

22И когда они ели, Иисус, взяв хлеб, благословил, преломил, дал им и сказал: приимите, ядите; сие есть Тело Мое.

23И, взяв чашу, благодарив, подал им: и пили из нее все.

24И сказал им: сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая.

25Истинно говорю вам: Я уже не буду пить от плода виноградного до того дня, когда буду пить новое вино в Царствии Божием.

26И, воспев, пошли на гору Елеонскую.

27И говорит им Иисус: все вы соблазнитесь о Мне в эту ночь; ибо написано: поражу пастыря, и рассеются овцы.

28По воскресении же Моем, Я предварю вас в Галилее.

29Петр сказал Ему: если и все соблазнятся, но не я.

30И говорит ему Иисус: истинно говорю тебе, что ты ныне, в эту ночь, прежде нежели дважды пропоет петух, трижды отречешься от Меня.

31Но он еще с большим усилием говорил: хотя бы мне надлежало и умереть с Тобою, не отрекусь от Тебя. То же и все говорили.

32Пришли в селение, называемое Гефсимания; и Он сказал ученикам Своим: посидите здесь, пока Я помолюсь.

33И взял с Собою Петра, Иакова и Иоанна; и начал ужасаться и тосковать.

34И сказал им: душа Моя скорбит смертельно; побудьте здесь и бодрствуйте.

35И, отойдя немного, пал на землю и молился, чтобы, если возможно, миновал Его час сей;

36и говорил: Авва Отче! всё возможно Тебе; пронеси чашу сию мимо Меня; но не чего Я хочу, а чего Ты.

37Возвращается и находит их спящими, и говорит Петру: Симон! ты спишь? не мог ты бодрствовать один час?

38Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение: дух бодр, плоть же немощна.

39И, опять отойдя, молился, сказав то же слово.

40И, возвратившись, опять нашел их спящими, ибо глаза у них отяжелели, и они не знали, что Ему отвечать.

41И приходит в третий раз и говорит им: вы всё еще спите и почиваете? Кончено, пришел час: вот, предается Сын Человеческий в руки грешников.

42Встаньте, пойдем; вот, приблизился предающий Меня.

Предательство Иуды — это не спонтанное действие. Коварный план вызревал в его уме долгое время. Следуя за Христом, Иуда постепенно осознаёт, что Спаситель идёт на смерть. Сребролюбец не видит в этом своей выгоды. Недовольство копится, и, наконец, приходит решение: «И Ты получишь, что желаешь, но и я не потеряю». Иуда открывается греху. Добровольно с ним сотрудничает. Именно взвесив все «за» и «против», он идёт к первосвященникам.

В этом смысле отречение от Учителя остальных апостолов — действие иного рода. Они отрекаются спонтанно, не из-за подлости и низости, но в приступе страха и малодушия. Это неосознанный импульсивный поступок. Скорее что-то подобное защитной животной реакции во время опасности. А потому участь Иуды отличается от участи апостолов. Он сам помог греху проникнуть в самые потаённые уголки своей души, и тот проел её, как ржавчина. В ней не осталось никакой надежды. Одно уныние и отчаяние. Чтобы прекратить эти мучения, Иуда накладывает на себя руки. В сердце учеников грех проник не так глубоко. Поэтому оно оттаяло, и апостолы вернулись к Учителю.

И всё же у двух этих предательств есть нечто общее. Всё это действие плоти. Она побуждает нас думать в этой жизни только о комфорте и безопасности, не учитывая при этом интересы других людей. Если мы не сопротивляемся этим позывам, они превращаются в навык. С его помощью мы эффективно добиваемся своих корыстных целей. Но такое сотрудничество не оканчивается в итоге ничем хорошим. Душа промерзает до своего основания.

Поэтому и говорит сегодня Христос: «Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение: дух бодр, плоть же немощна». То есть не давайте эгоистическим мыслям и чувствам завладеть вашим сердцем. Ставьте во главу угла во всех своих делах волю Божию и Евангельские заповеди. Каждый день проводите ревизию своей души. Анализируйте, советуйтесь, обращайтесь в молитве к Богу. Лишь в этом случае в вашем сердце будет жить Дух Божий, и греховные мысли и чувства не смогут пустить в нём свои корни.

Добавить комментарий