ЕВАНГЕЛИЕ ДНЯ С ТОЛКОВАНИЕМ НА 14.03.2024

Евангелие дня

Евангелие от Луки, Глава 23, стихи 1-34, 44-56

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.

Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.

Христу Спасителю вынесли приговор исходя из политических обвинений. Евангелисты говорят об этом прямо и недвусмысленно, обвинения Спасителя перед римскими властями, которые имели право вынесения смертных приговоров, были исключительно политическими. Однако, в евангельском повествовании обращает на себя внимание тот факт, что эти обвинения были приняты и многими простыми людьми, теми, кто требовал казни Спасителя. Сегодня в православных храмах во время литургии звучит отрывок из 23-й главы Евангелия от Луки. Давайте послушаем его и вместе с этим попытаемся понять, почему простые израильтяне оказались столь доверчивы и недальновидны.

Глава 23.

01И поднялось все множество их, и повели Его к Пилату,

02и начали обвинять Его, говоря: мы нашли, что Он развращает народ наш и запрещает давать подать кесарю, называя Себя Христом Царем.

03Пилат спросил Его: Ты Царь Иудейский? Он сказал ему в ответ: ты говоришь.

04Пилат сказал первосвященникам и народу: я не нахожу никакой вины в этом человеке.

05Но они настаивали, говоря, что Он возмущает народ, уча по всей Иудее, начиная от Галилеи до сего места.

06Пилат, услышав о Галилее, спросил: разве Он Галилеянин?

07И, узнав, что Он из области Иродовой, послал Его к Ироду, который в эти дни был также в Иерусалиме.

08Ирод, увидев Иисуса, очень обрадовался, ибо давно желал видеть Его, потому что много слышал о Нем, и надеялся увидеть от Него какое-нибудь чудо,

09и предлагал Ему многие вопросы, но Он ничего не отвечал ему.

10Первосвященники же и книжники стояли и усильно обвиняли Его.

11Но Ирод со своими воинами, уничижив Его и насмеявшись над Ним, одел Его в светлую одежду и отослал обратно к Пилату.

12И сделались в тот день Пилат и Ирод друзьями между собою, ибо прежде были во вражде друг с другом.

13Пилат же, созвав первосвященников и начальников и народ,

14сказал им: вы привели ко мне человека сего, как развращающего народ; и вот, я при вас исследовал и не нашел человека сего виновным ни в чем том, в чем вы обвиняете Его;

15и Ирод также, ибо я посылал Его к нему; и ничего не найдено в Нем достойного смерти;

16итак, наказав Его, отпущу.

17А ему и нужно было для праздника отпустить им одного узника.

18Но весь народ стал кричать: смерть Ему! а отпусти нам Варавву.

19Варавва был посажен в темницу за произведенное в городе возмущение и убийство.

20Пилат снова возвысил голос, желая отпустить Иисуса.

21Но они кричали: распни, распни Его!

22Он в третий раз сказал им: какое же зло сделал Он? я ничего достойного смерти не нашел в Нем; итак, наказав Его, отпущу.

23Но они продолжали с великим криком требовать, чтобы Он был распят; и превозмог крик их и первосвященников.

24И Пилат решил быть по прошению их,

25и отпустил им посаженного за возмущение и убийство в темницу, которого они просили; а Иисуса предал в их волю.

26И когда повели Его, то, захватив некоего Симона Киринеянина, шедшего с поля, возложили на него крест, чтобы нес за Иисусом.

27И шло за Ним великое множество народа и женщин, которые плакали и рыдали о Нем.

28Иисус же, обратившись к ним, сказал: дщери Иерусалимские! не плачьте обо Мне, но плачьте о себе и о детях ваших,

29ибо приходят дни, в которые скажут: блаженны неплодные, и утробы неродившие, и сосцы непитавшие!

30тогда начнут говорить горам: падите на нас! и холмам: покройте нас!

31Ибо если с зеленеющим деревом это делают, то с сухим что будет?

32Вели с Ним на смерть и двух злодеев.

33И когда пришли на место, называемое Лобное, там распяли Его и злодеев, одного по правую, а другого по левую сторону.

34Иисус же говорил: Отче! прости им, ибо не знают, что делают. И делили одежды Его, бросая жребий.

44Было же около шестого часа дня, и сделалась тьма по всей земле до часа девятого:

45и померкло солнце, и завеса в храме раздралась по средине.

46Иисус, возгласив громким голосом, сказал: Отче! в руки Твои предаю дух Мой. И, сие сказав, испустил дух.

47Сотник же, видев происходившее, прославил Бога и сказал: истинно человек этот был праведник.

48И весь народ, сшедшийся на сие зрелище, видя происходившее, возвращался, бия себя в грудь.

49Все же, знавшие Его, и женщины, следовавшие за Ним из Галилеи, стояли вдали и смотрели на это.

50Тогда некто, именем Иосиф, член совета, человек добрый и правдивый,

51не участвовавший в совете и в деле их; из Аримафеи, города Иудейского, ожидавший также Царствия Божия,

52пришел к Пилату и просил тела Иисусова;

53и, сняв его, обвил плащаницею и положил его в гробе, высеченном в скале, где еще никто не был положен.

54День тот был пятница, и наступала суббота.

55Последовали также и женщины, пришедшие с Иисусом из Галилеи, и смотрели гроб, и как полагалось тело Его;

56возвратившись же, приготовили благовония и масти; и в субботу остались в покое по заповеди.

Евангельское повествование о суде над Спасителем и о Его Распятии в высшей степени драматично, и довольно непросто осознать, почему люди поступили таким образом. Ужас от евангельского описания Страданий Воплощённого Бога усиливается благодаря включению в него эпизода о требовании отпустить разбойника Варавву, Христа же предать на Распятие. Как вообще такое возможно? Как, при таком выборе, возможно предпочесть уголовника Мессии? Евангелист Лука не обманывал и не сгущал краски, он описал всё так, как оно было. Из этого следует, что такое действительно возможно, люди и в самом деле могут совершить столь ужасную ошибку. Поэтому нам стоит подумать о том, что привело их к этой ошибке.

Прежде всего нам стоит вспомнить, что Иудея в то время не была самостоятельным государством, она была оккупирована Римской империей, и управлялась наместниками императора. Такое положение дел не устраивало евреев, как не может такое положение дел устраивать и какой-либо иной народ. Естественно, что находились те люди, которые пытались бороться с оккупацией, естественно и то, что они находили себя сторонников. Вместе с этим, были в Иудее и те, кто нашёл себе уютное, спокойное и доходное место рядом с римскими властями. Очевидно, что среди этих приспособленцев почти не было простых людей, но были представители как светской, так и религиозной знати, то есть те, кто в силу своего положения мог оказываться влияние на своих соплеменников.

Христос был крайне популярен. За Ним шли люди, которые хотели сделать Его царём. Но это стремление никак не было согласовано с римской властью, следовательно, оно по своей природе было бунтом против сложившегося положения вещей. Несмотря на то, что Сам Спаситель не претендовал на царский престол и неоднократно говорил об отсутствии у Него каких-либо властных амбиций, мало кто понимал Его слова, уж слишком велико было желание видеть Его во главе народа. Не понимали Его даже апостолы, которые на пути в Иерусалим начали делить придворные должности. Влияние Спасителя на простых людей не могло не беспокоить тех, у кого в руках была духовная власть. Эти люди прекрасно понимали, что если не предпринять решительных действий, то народ окончательно перестанет им подчиняться в религиозном смысле.

Будучи не способными понять Христа, они решились на хорошо известную манипуляцию, они обвинили Спасителя в том, в чём обвинить легче всего: в попытке политического переворота. Перевороты же и революции всегда и везде несут с собой одно и то же: море человеческой крови и страдания людей. Естественно, что никакой здравомыслящий человек не хочет стать свидетелем подобного. И здесь людям был предложен выбор: обыкновенный бандит или тот, кого обвиняют в попытке государственного переворота. Бандит — плохо, но революционер — ещё хуже. Люди выбрали наименьшее зло. Можно ли их за это осудить? За это — вряд ли, но вот за то, что они не были внимательны к словам Христа — да. Каждый из них не мог не знать об учении Спасителя, не мог не слышать, что Его Царство не от мира сего (Ин. 18:36). Но они не были внимательны к Его словам, а потому и допустили эту трагическую ошибку.

Внимание к евангельским словам Христа — вот то, что способно удержать человека от ошибок. И дай Бог, чтобы мы с чуткостью относились к тому, что сохранили для нас святые евангелисты!

Добавить комментарий