Библейские чтения
Книга пророка Исайи, Глава 1, стихи 19-31; Глава 2, стихи 1-3
Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. Как-то мне надо было уехать на несколько дней в командировку — и я попросил детей последить за рассадой на окошке. Каково же было моё огорчение, когда, радостно встретившись с детьми после возвращения, вручив им сувениры — я подошёл к окну — а там — вся моя рассада полегла и засохла.
Отрывок из книги пророка Исаии — конец 1-й и начало 2-й главы — рассказывает нам схожую историю из жизни еврейского народа. Этот отрывок читается сегодня в храмах во время великопостного богослужения. Давайте послушаем!
Глава 2.01Слово, которое было в видении к Исаии, сыну Амосову, о Иудее и Иерусалиме.
02И будет в последние дни, гора дома Господня будет поставлена во главу гор и возвысится над холмами, и потекут к ней все народы.
03И пойдут многие народы и скажут: придите, и взойдем на гору Господню, в дом Бога Иаковлева, и научит Он нас Своим путям и будем ходить по стезям Его; ибо от Сиона выйдет закон, и слово Господне — из Иерусалима.
Образ, который использует Исаия, чтобы донести до евреев смысл слов Бога — пронзителен. Любой житель Палестины прекрасно знает, как много значит вода в земледелии: ты можешь долго и упорно что-то выращивать — но достаточно небольшой задержки в поливе — и все труды — насмарку. Исаия сравнивает народ с деревом, на котором увяла листва, с рощей, лишённой воды. Ещё немного — и будет пройдена «точка невозврата» — как в случае с моей рассадой — когда уже никакие «реанимационные мероприятия» не в силах вернуть к жизни.
Но пророк ещё глубже продолжает раскрывать этот образ: не только некогда живое засохнет, но и станет, словно пакля, способная мгновенно вспыхнуть от любой искры и разгореться настолько сильно, что потушить будет невозможно!
Главная претензия, которую озвучивает пророк, — цинизм и прагматичность людей, утрата честности, повсюду проникающий обман. Житейское своекорыстие стало настоящей религией народа — а вовсе не богопочитание. Некогда драгоценный народ превращается в окалину — которая вроде бы как и связана с драгоценным металлом — а на самом деле ни к чему не пригодна: золото превратилось в мусор. Некогда мощные живые деревья становятся обожжёнными головёшками.
Что же скрывается под образом воды — лишение которой и производит все вышеперечисленные бедствия? Живая вода — этот образ для всего Священного Писания — сквозной — это Богообщение, способность человека быть постоянно во взаимодействии с Божественной волей, сонастраиваться Господу, резонировать с Ним. Когда мы смотрим на растение, мы не видим, что оно живёт благодаря воде, — она не на поверхности листьев или цветков — она глубоко скрыта в каждой клеточке — также и наличие богообщения не проявляется в каких-то вычурных внешних формах у человека. Однако если воды недостаточно растению — оно быстро увядает, теряет тургор — внутреннее напряжение благодаря давлению воды в клетке. Также и человек, утративший связь c Богом, — тоже сморщивается, сжимается, в нём существенно снижается «духовный тургор» — способность сопротивляться и противостоять всему недолжному.
И если в самое ближайшее время не насытить душу «живой водой» Богообщения — она может окончательно засохнуть, стать уже неспособной к оживлению. В таком состоянии искрой, от которой зайдётся уже ничего не щадящий пожар, может стать всё, что угодно.
Великий пост для того и установлен Святой Церковью, чтобы мы тщательно исследовали, испытали самих себя — достаточно ли в листах нашего «духовного дерева» живительной влаги — и если нет, поторопились насытить её живой водой молитвы и таинств!