Евангелие дня
Евангелие от Марка, Глава 2, стихи 23-28; Глава 3, стихи 1-5
Комментирует священник Стефан Домусчи
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами священник Стефан Домусчи. Человек так внутренне устроен, что ему проще жить чужими решениями, чем принимать их самому. Вырастая, мы входим в готовые формы общественных отношений и часто действуем по шаблону, не пытаясь решать жизненные вопросы творчески. Иногда может показаться, что в религии действует тот же принцип. Но так ли это на самом деле? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 2-й и 3-й глав Евангелия от Марка, который звучит сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 3.01И пришел опять в синагогу; там был человек, имевший иссохшую руку.
02И наблюдали за Ним, не исцелит ли его в субботу, чтобы обвинить Его.
03Он же говорит человеку, имевшему иссохшую руку: стань на средину.
04А им говорит: должно ли в субботу добро делать, или зло делать? душу спасти, или погубить? Но они молчали.
05И, воззрев на них с гневом, скорбя об ожесточении сердец их, говорит тому человеку: протяни руку твою. Он протянул, и стала рука его здорова, как другая.
В жизни ветхозаветных иудеев было довольно много правил, большая часть из которых были даны самим Богом. Кое-что фарисеи призывали соблюдать как предания старцев, но общеобязательным был именно закон, который пророк Моисей получил от Господа. У этого обстоятельства есть одно интересное, но не вполне очевидное следствие. Дело в том, что чем выше источник, санкционирующий наши действия, тем меньше у нас обычно сомнений по поводу их совершения. Если один школьник к чему-то призывает другого, тот может не обратить внимания на его слова. Если о том же самом его попросит учитель, ему придётся быть повнимательнее, не говоря уже о том, если к тому же самому призовёт его директор. Это правило действует не только среди детей, оно универсально, причём как в светской, так и в религиозной жизни. Сомнения становятся тем меньше, чем больше мы доверяем источнику требования. Ведь если перед нами обычный человек, он может ошибаться так же, как и мы. Но если перед нами заповеди Самого Творца, мы доверяем им безоговорочно. По крайней мере, так было в жизни иудеев и бывает в жизни других верующих людей. В известном смысле это проще, так как сложные нравственные решения часто бывают уже приняты и тебе остаётся просто их исполнять.
Однако отрывок, который мы сегодня услышали, свидетельствует о том, что всё несколько сложнее. Оказывается, что правила могут быть временными, то есть дисциплинарными и воспитывающими, а могут касаться самой сути нравственной жизни и касаться самой природы человека. И когда дисциплинарные правила входят в столкновение с сущностными, первые должны уступить место вторым.
Когда же это происходит? Готового ответа не существует. Можно было бы сказать, что главным критерием должно быть проявление любви, но и к этому критерию несложно задать тот же вопрос. Впрочем, в общих чертах можно сказать так: когда человек идёт по пути духовного возрастания и приближается к Богу, в сердце своём он получает от Него дар различения того, как правильно поступать в тех или иных ситуациях. Никакой, даже самый совершенный устав не может описать всех ситуаций, в которых вопреки формальным правилам, мы должны проявить любовь. Эти правила очень важны, так как дисциплинируют нас и структурируют нашу жизнь, но жизнь не сводится ни к дисциплине, ни к структуре… Все правила — это лишь костыли, которые помогают нам, людям со слабой волей, научиться ходить по путям духовной жизни. Обращая к нам евангельский отрывок сегодня, в конце первой седмицы Великого поста, Церковь напоминает нам, что главное делание во время поста — не столько исполнение предписанных форм, сколько выстраивание правильной внутренней иерархии, в которой тело призвано подчиниться душе, душа — духу, и весь человек — Богу.