БИБЛЕЙСКИЕ ЧТЕНИЯ ВЕЛИКОГО ПОСТА НА 03.04.2024

Библейские чтения

Книга пророка Исайи, Глава 10, стихи 12-20

Комментирует священник Стефан Домусчи

Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент Московской духовной академии, священник Стефан Домусчи. Если спросить людей, на что они надеются, одни вспомнят про удачу или авось, другие скажут, что надеяться можно и нужно только на себя, верующие скажут, что надеяться нужно на Бога. Кажется, что христианский ответ не может быть иным, на Бога, конечно, как же иначе? Но что значит надеяться на Бога? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 10-й главы книги пророка Исаии, который звучит сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем:

Глава 10.

12И будет, когда Господь совершит все Свое дело на горе Сионе и в Иерусалиме, скажет: посмотрю на успех надменного сердца царя Ассирийского и на тщеславие высоко поднятых глаз его.

13Он говорит: «силою руки моей и моею мудростью я сделал это, потому что я умен: и переставляю пределы народов, и расхищаю сокровища их, и низвергаю с престолов, как исполин;

14и рука моя захватила богатство народов, как гнезда; и как забирают оставленные в них яйца, так забрал я всю землю, и никто не пошевелил крылом, и не открыл рта, и не пискнул».

15Величается ли секира пред тем, кто рубит ею? Пила гордится ли пред тем, кто двигает ее? Как будто жезл восстает против того, кто поднимает его; как будто палка поднимается на того, кто не дерево!

16За то Господь, Господь Саваоф, пошлет чахлость на тучных его, и между знаменитыми его возжет пламя, как пламя огня.

17Свет Израиля будет огнем, и Святый его — пламенем, которое сожжет и пожрет терны его и волчцы его в один день;

18и славный лес его и сад его, от души до тела, истребит; и он будет, как чахлый умирающий.

19И остаток дерев леса его так будет малочислен, что дитя в состоянии будет сделать опись.

20И будет в тот день: остаток Израиля и спасшиеся из дома Иакова не будут более полагаться на того, кто поразил их, но возложат упование на Господа, Святаго Израилева, чистосердечно.

Слово «надежда» мы употребляем в своей речи довольно часто. Оно знакомо как верующим, так и атеистам. Одни надеются на самих себя, другие на удачу и обстоятельства, в быту мы можем надеяться друг на друга, однако, как люди верующие, мы призваны надеяться на Бога. Заметим, что, когда мы так говорим, мы имеем в виду источник нашей надежды. Например, когда человек надеется сам на себя, это означает что все основные проблемы своей жизни он намеревается решать сам. Когда, например, происходит нечто, что заставляет переживать, люди часто произносят фразу: «Ну, будем надеяться на Бога». Что они под этой фразой подразумевают? Они подразумевают очень простую вещь: они рассчитывают, что Бог приведёт всё происходящее к хорошему концу. Иными словами, источники могут быть самыми разными, от Бога и других людей до неживой природы и просто случайности. Когда же мы говорим о содержании нашей надежды, то есть о том, чего именно мы ждём, надеясь на кого бы ты или что бы то ни было, оно всегда заключается в том, чего мы сами хотим. Оказывается, что можно надеяться на что или на кого угодно и даже испытывать самые возвышенные чувства, обращаться к Богу с мольбой, но желать при этом чего-то своего. Да и как может быть иначе? Разве можно надеяться на исполнение того, чего ты не хочешь? Ждать этого можно, но уже со страхом, а не с надеждой. Однако сегодняшнее чтение из Книги пророка Исаии, как и в целом учение Священного Писания о надежде, говорит нам о том, что нужно не только надеяться на всесилие Божие, но и доверять Богу в том, что происходит. Суть библейской надежды не в том, чтобы воспринимать Бога этаким джином из лампы, который исполняет всё, чего мы ожидаем, но в том, чтобы собственные ожидания согласовывать с замыслом Божиим. В таком случае, надежда оказывается самым глубоким образом связана с доверием. Надеясь на Бога, человек не пытается использовать Его, но вверяет себя, свои мечты и желания, в Его руки.

Добавить комментарий