Библейские чтения
Книга пророка Исайи, Глава 11, стихи 10-16, Глава 12, стихи 1-2
Комментирует священник Стефан Домусчи
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА священник Стефан Домусчи. Каждый человек по-своему стремится к счастью, так, как он его понимает. Но к какому понимаю счастья призывает христианство? Ответ на этот вопрос содержится в отрывке из 11-й и 12-й глав книги пророка Исаии, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем:
Глава 12.01И скажешь в тот день: славлю Тебя, Господи; Ты гневался на меня, но отвратил гнев Твой и утешил меня.
02Вот, Бог — спасение мое: уповаю на Него и не боюсь; ибо Господь — сила моя, и пение мое — Господь; и Он был мне во спасение.
Настоящее и подлинное счастье человека никогда не может быть основано на ущемлении или унижении других людей. Человек так устроен, что он становится подлинно счастливым только тогда, когда ему хорошо вместе с другими людьми. Могут возразить и сказать, что многие испытывают радость и даже счастье от того, что владеют чем-то исключительным, эксклюзивным, что будто бы возвышает их над другими людьми. Однако это ощущение кратковременно и по сути ложно, потому что всё время связано с боязнью потери этого положения. С одной стороны, людям действительно проще ощущать себя богатыми на фоне бедных, добрыми на фоне злых, верными Богу на фоне неверных. Более того, в Ветхом Завете мы видим, что Бог позволяет людям формировать свою общность или, как бы мы сегодня сказали, идентичность, вопреки остальным народам. И всё же, с другой стороны, в контексте общего замысла Божьего, очевидно, что Господь стремится к объединению всех людей вообще, вне зависимости от их происхождения. Именно поэтому, несмотря на последствия грехопадения, в глубине души мы чувствуем правоту библейских слов «не хорошо человеку быть одному» и даже можем сформулировать их шире, сказав «не хорошо людям быть одинокими, отделёнными и противопоставленными друг другу».
В сегодняшнем чтении из Книги пророка Исаии мы слышим слова, которые противоречат иудейским чувствам отделённости и исключительности. Исаия говорит о времени, когда к потомку Давида соберутся язычники. Он будет для них, как военный стяг, как знамя, ведь они не просто придут, но выберут Его сторону и обратятся к Нему. Причём пророк произносит загадочную фразу: «и будет покой его — слава», или в другом переводе «и место его покоя прославится». Но что это значит? Что за место покоя? На языке Писания место покоя Божьего — это гора Сион, на которой стоит Иерусалим. Но речь не столько о точке на карте, сколько о месте, в котором жители исполняют волю Божию. Выходит, что, когда язычники обратятся к потомку Давида, под которым церковь всегда понимала Христа, они изберут волю Божию, покаются и войдут Его дом, который будет прославлен.
Обращая к нам чтение, в котором говорится о возвращении народа Божьего домой и об обращении к Богу язычников, Церковь сообщает нам одну простую истину: подлинное счастье для всех людей возможно только тогда, когда все они преодолеют разделения и будут едины с Богом и друг с другом.