Библейские чтения
Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
В Ветхом Завете мы неоднократно встречаем упоминания, что Бог гневался по тому или иному поводу. К примеру, книга Второзаконие приводит слова Моисея, которыми он обличает еврейский народ: «И при Хориве вы раздражали Господа, и прогневался на вас Господь, так что хотел истребить вас» (Втор. 9:8). Ветхозаветные рассказы о гневе Бога плохо сочетаются с новозаветным утверждением, что Бог есть любовь (см. 1Ин. 4:8), а потому в истории Церкви неоднократно находились люди, которые утверждали, что Бог Ветхого Завета и Бог Нового Завета — это не один и тот же Бог. Однако Ветхий Завет даёт объяснение самого понятия гнева Божия, и это объяснение снимает все противоречия. Найти его мы можем в отрывке из 26-й и 27-й глав книги пророка Исайи. Этот отрывок звучит сегодня в православных храмах во время великопостного богослужения. Давайте послушаем его.
Глава 27.01В тот день поразит Господь мечом Своим тяжелым, и большим и крепким, левиафана, змея прямо бегущего, и левиафана, змея изгибающегося, и убьет чудовище морское.
02В тот день воспойте о нем — о возлюбленном винограднике:
03Я, Господь, хранитель его, в каждое мгновение напояю его; ночью и днем стерегу его, чтобы кто не ворвался в него.
04Гнева нет во Мне. Но если бы кто противопоставил Мне в нем волчцы и терны, Я войною пойду против него, выжгу его совсем.
05Разве прибегнет к защите Моей и заключит мир со Мною? тогда пусть заключит мир со Мною.
06В грядущие дни укоренится Иаков, даст отпрыск и расцветет Израиль; и наполнится плодами вселенная.
07Так ли Он поражал его, как поражал поражавших его? Так ли убивал его, как убиты убивавшие его?
08Мерою Ты наказывал его, когда отвергал его; выбросил его сильным дуновением Своим как бы в день восточного ветра.
09И чрез это загладится беззаконие Иакова; и плодом сего будет снятие греха с него, когда все камни жертвенников он обратит в куски извести, и не будут уже стоять дубравы и истуканы солнца.
В только что прозвучавшем отрывке мы услышали обращённые к народу Иудеи через пророка Исайю слова Бога, и в этих словах Бог сказал о Своём избранном народе как об Им Самим насаждённом винограднике. Этот образ довольно часто повторяется как в Ветхом, так и в Новом Заветах, и он вполне понятен: Господь создал народ, который должен хранить истину о Едином Истинном Боге. Господь делает всё ради сохранения этого народа, и, как следствие, ради сохранения истинного богопочитания. Ну а богопочитание, в свою очередь, необходимо ради возможности пришествия в мир Мессии и спасения всего человечества от порабощения греху и смерти. В этом состоит смысл существования избранного народа, и в этом же смысл действий Бога. Иногда то, что делает Бог, может показаться чрезмерно жестоким, но, когда мы размышляем о Его действиях такого рода, всегда необходимо иметь в виду конечную цель — пришествие в мир Христа Спасителя.
Именно об этом и сказал Бог через пророка Исайю: «Гнева нет во Мне. Но если бы кто противопоставил Мне в нём волчцы и терны, Я войною пойду против него, выжгу его совсем» (Ис. 27:4). Гнев — это то чувство, которое заставляет нас совершать необдуманные поступки, за которые чаще всего бывает ужасно стыдно. Но Бог не таков, Он не гневался и не гневается, Он защищает насаждённый Им виноградник — народ Божий. Как мы видим, понадобились века, чтобы сам избранный народ в лице своих лучших представителей смог это понять, и если Моисей ещё не был способен выразить мысль о благом попечении Бога в корректных словах, то пророк Исайя делает это вполне успешно, более того, Исайя вплотную подходит к новозаветному благовестию о Боге как о любви, ведь и в любви тоже нет гнева, но есть стремление всеми силами защищать любимого от всего того, что может ему навредить.