Евангелие дня
Комментирует священник Стефан Домусчи
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА священник Стефан Домусчи. Чем больше развивается наука и техника, тем более и более сильным ощущает себя человек на земле. Но всегда ли нам полезно ощущать собственную силу? И может ли быть полезным ощущение бессилия? Ответы на эти вопросы звучат в отрывке из 9-й главы Евангелия от Марка, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Приходя в храм, люди нередко ждут от священника проявления особенных способностей: мудрости, когда спрашивают совета, молитвенного заступничества, когда просят молиться. С подобным отношением ученики Христовы, как понятно из услышанного текста, сталкивались с самого начала. Причём нельзя сказать, что у этого не было никаких оснований, ведь возвращаясь после проповеди в окрестных городах, ученики рассказывали Спасителю, что им повинуются бесы. И хотя Он посоветовал им радоваться другому, сам по себе факт повиновения им лукавых духов в контексте сегодняшней истории, очень примечателен. Видимо, потому и пришёл к ученикам отец ребёнка, что они могли отвечать на такие просьбы. Но в этот раз всё иначе, и апостолы оказываются бессильны. Одну из причин Христос озвучивает публично — это неверие. Обычно отцы Церкви говорили, что речь идёт о неверии отца ребёнка или вообще всех иудеев. Судя по всему, это действительно так, ведь именно с отцом Спаситель потом говорит о вере и именно отец сам признаётся, что вера его слаба и буквально стала неверием. Как же так? Разве не он привёл сына к апостолам? Разве не он ждал от них чуда исцеления? Он. Верил и в то же время не верил. Потому так парадоксально звучат его слова.
На что же он рассчитывал, придя к ученикам Христа? На их силы. Думал ли он, что от него тоже что-то потребуется? Как кажется, нет. Он просто привёл сына, а апостолы должны были изгнать беса. Однако, что-то пошло не так… и теперь уже он обращается ко Христу. И снова «если что можешь… сжалься, помоги…». Ему жалко своего сына и по-человечески его можно понять. И Господь, конечно, готов помочь, но перед этим, Он открывает ему одну важную истину: от него, как от отца, требуется вера.
Мы привыкаем рассчитывать на силу, свою и или чужую, но порой для нас оказывается важен опыт бессилия. Он был важен для апостолов, важен для отца ребёнка, он бывает очень важен для нас… Потому что нередко именно из глубины бессилия мы по-настоящему обращаемся ко Христу.