БИБЛЕЙСКИЕ ЧТЕНИЯ ВЕЛИКОГО ПОСТА НА 16.04.2024

Библейские чтения

, рубрика:

Комментирует протоиерей Павел Великанов.

Задумывались ли вы, почему так популярны разные виды оберегов — причём даже у тех, кто не особо-то верует во что бы то ни было? Отрывок из 40-й главы книги пророка Исайи, который читается сегодня в храмах во время великопостного богослужения, хорошо показывает, что лежит в основании этой популярности.

Глава 40.

18Итак кому уподобите вы Бога? И какое подобие найдете Ему?

19Идола выливает художник, и золотильщик покрывает его золотом и приделывает серебряные цепочки.

20А кто беден для такого приношения, выбирает негниющее дерево, приискивает себе искусного художника, чтобы сделать идола, который стоял бы твердо.

21Разве не знаете? разве вы не слышали? разве вам не говорено было от начала? разве вы не уразумели из оснований земли?

22Он есть Тот, Который восседает над кругом земли, и живущие на ней — как саранча пред Ним; Он распростер небеса, как тонкую ткань, и раскинул их, как шатер для жилья.

23Он обращает князей в ничто, делает чем-то пустым судей земли.

24Едва они посажены, едва посеяны, едва укоренился в земле ствол их, и как только Он дохнул на них, они высохли, и вихрь унес их, как солому.

25Кому же вы уподобите Меня и с кем сравните? говорит Святый.

26Поднимите глаза ваши на высоту небес и посмотрите, кто сотворил их? Кто выводит воинство их счетом? Он всех их называет по имени: по множеству могущества и великой силе у Него ничто не выбывает.

27Как же говоришь ты, Иаков, и высказываешь, Израиль: «путь мой сокрыт от Господа, и дело мое забыто у Бога моего»?

28Разве ты не знаешь? разве ты не слышал, что вечный Господь Бог, сотворивший концы земли, не утомляется и не изнемогает? разум Его неисследим.

29Он дает утомленному силу, и изнемогшему дарует крепость.

30Утомляются и юноши и ослабевают, и молодые люди падают,

31а надеющиеся на Господа обновятся в силе: поднимут крылья, как орлы, потекут — и не устанут, пойдут — и не утомятся.

Устами пророка Бог говорит о Себе Самом как прежде всего о Творце всего сущего и Верховном Господине. Его невозможно «упаковать» ни в какой предмет, или изображение, или священнодействие: Он «Тот, Который восседает над кругом земли, и живущие на ней — как саранча пред Ним; Он распростёр небеса, как тонкую ткань, и раскинул их, как шатёр для жилья», — так говорит пророк.

Но если между человеком и Богом нет личных отношений, неудивительно, что такой величественный образ Бога легко превращается в абстракцию, которая при всей грандиозности быстро задвигается на самую периферию сознания — а внутри возникает острая потребность чего-то понятного, близкого, соразмерного человеческой ограниченности. Человек берёт то, что ему доступно, — и наделяет упрощёнными свойствами Того, Кто для него слишком далёк — так и возникают идолы, обереги и другие атрибуты магического мышления.

Нам сегодня непросто представить, какой подвиг веры был призван предпринимать всякий раз верующий иудей, чтобы на фоне безграничного числа идолопоклонников категорически отказываться от какой бы то ни было возможности «упаковать» своего Бога в понятного всем идола. Но именно благодаря такой самоотверженной вере, постоянно обновляемой открытости навстречу бесконечному числу вопросов о том, каков же Бог на самом деле, — именно еврейскому народу выпала честь стать реальным проводником Бога в человеческий мир. В лице Иисуса Христа, Сына Божия и сына человеческого произошло разрешение этой драматической несоразмерности между Божественным и человеческим: у Бога теперь — как писал преподобный Иоанн Дамаскин — «человеческое лицо», а это значит, Господа можно изображать, Его можно видеть, Его величие теперь доступно для человека и соразмерно возможностям человеческого восприятия.

Вот почему между любым оберегом и иконой — даже если она совсем небольшая — лежит пропасть. Икона свидетельствует о факте Боговоплощения — а оберег лишь выражает чаяние души, адресованное хорошо если в пустоту Вселенной — а то и откровенно к демоническим силам.

Так что, дорогие друзья, не будем разменивать масштаб наших доверительных отношений с Богом на мелкие псевдодуховные авантюры в виде далеко не безгрешных оберегов и идольчиков!

Добавить комментарий