ЕВАНГЕЛИЕ ДНЯ С ТОЛКОВАНИЕМ НА 29.05.2024

Евангелие дня

, рубрика:

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.

Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.

У библейского закона был и есть тот смысл, который значительно превосходит его буквальное прочтение. Однако людям бывает очень сложно видеть этот высший сокровенный смысл, и зачастую они предпочитают концентрировать своё внимание лишь на буквальном понимании библейского закона. Христос в Евангелии неоднократно говорил, что такой путь тупиковый, что он не способен привести к чему-либо, кроме гордыни. До Христа о том же самом говорили и пророки Древнего Израиля. Однако ни пророки, ни Сам Спаситель не были услышаны и поняты израильской религиозной знатью. Евангелие сохранило довольно много диалогов Христа с иудеями, в этих диалогах Господь сделал всё для раскрытия сокровенного смысла библейского закона. Одна из таких бесед содержится в 7-й главе Евангелия от Иоанна, отрывок из которой звучит сегодня во время литургии в православных храмах. Давайте послушаем его.

Глава 7.

14Но в половине уже праздника вошел Иисус в храм и учил.

15И дивились Иудеи, говоря: как Он знает Писания, не учившись?

16Иисус, отвечая им, сказал: Мое учение — не Мое, но Пославшего Меня;

17кто хочет творить волю Его, тот узнает о сем учении, от Бога ли оно, или Я Сам от Себя говорю.

18Говорящий сам от себя ищет славы себе; а Кто ищет славы Пославшему Его, Тот истинен, и нет неправды в Нем.

19Не дал ли вам Моисей закона? и никто из вас не поступает по закону. За что ищете убить Меня?

20Народ сказал в ответ: не бес ли в Тебе? кто ищет убить Тебя?

21Иисус, продолжая речь, сказал им: одно дело сделал Я, и все вы дивитесь.

22Моисей дал вам обрезание (хотя оно не от Моисея, но от отцов), и в субботу вы обрезываете человека.

23Если в субботу принимает человек обрезание, чтобы не был нарушен закон Моисеев,- на Меня ли негодуете за то, что Я всего человека исцелил в субботу?

24Не судите по наружности, но судите судом праведным.

25Тут некоторые из Иерусалимлян говорили: не Тот ли это, Которого ищут убить?

26Вот, Он говорит явно, и ничего не говорят Ему: не удостоверились ли начальники, что Он подлинно Христос?

27Но мы знаем Его, откуда Он; Христос же когда придет, никто не будет знать, откуда Он.

28Тогда Иисус возгласил в храме, уча и говоря: и знаете Меня, и знаете, откуда Я; и Я пришел не Сам от Себя, но истинен Пославший Меня, Которого вы не знаете.

29Я знаю Его, потому что Я от Него, и Он послал Меня.

30И искали схватить Его, но никто не наложил на Него руки, потому что еще не пришел час Его.

Из только что прозвучавшей беседы Христа с иудеями очевидно, что к началу первого века по Рождестве Христовом смысл обрезания не был вполне понятен учителям еврейского народа, а значит не был он понятен и самому еврейскому народу. Про обрезание мы знаем из книги Бытия, оно было установлено Богом как видимый знак завета между Богом и праотцом Авраамом: «Обрезывайте крайнюю плоть вашу: и сие будет знамением завета между Мною и вами» (Быт. 17:11). С тех пор и до ныне евреи именно так и поступают, это отличительная особенность еврейского народа. Но что означает библейское выражение «знамение завета»? Завет — это некий обязательный для исполнения договор. Как и у всякого иного договора, у завета с Богом есть свои цели и задачи. Цель его — сохранение в еврейском народе истинного богопочитания и чуткости к волеизъявлениям Божиим, а задачи — исполнение всего спектра зафиксированных Священным Писанием повелений Божиих. С задачами народ справлялся прекрасно, а вот цель в какой-то момент перестала быть ясной и очевидной, её место заняли задачи, а потому и обрезание неотвратимо проводилось на восьмой день после рождения по причине предписания книги Бытия, а вовсе не потому, что обрезание должно было напоминать о высоком призвании хранить истину о Боге и следовать Его воле.

Проблема подмены цели задачами стала совершенно очевидной с Пришествием Христа.

Оказалось, что Воплощённый Бог должен, по мнению евангельских иудеев, следовать их пониманию закона Ветхого Завета, оказалось, что Он должен совершать чудеса по расписанию и ни в коем случае не помогать кому бы то ни было по субботам. А ещё оказалось, что Он постоянно должен доказывать словами Свою власть и право помогать людям. Если вдуматься, то это всё было каким-то невероятным абсурдом: Бог, доказывающий Своему творению Своё право благотворить Своему творению. Но Христос пошёл и на это, Он сделал всё ради того, чтобы человечество перестало блуждать в плену ложных целей, чтобы мы начали стремиться лишь к истине, чтобы не было в нас никакой неправды, и чтобы венцом жизни человека стало вечное блаженное пребывание в Царстве Небесном.

Добавить комментарий