Деяния святых апостолов
Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Апостол Павел много потрудился в деле проповеди среди язычников, и потому его зачастую называют апостолом язычников. Однако если мы посмотрим на географию миссионерских путешествий апостола Павла, то заметим, что он никогда не шёл туда, где не было бы еврейских общин. Проповедуя среди язычников, апостол Павел никогда не забывал и о своих соплеменниках, о них он переживал, о них молился, и от них же был гоним. Одна из многих историй взаимоотношений апостола Павла с евреями содержится в 17-й главе книги Деяний святых апостолов. Отрывок из этой главы звучит сегодня в православных храмах во время литургии.
Глава 17.
1 Пройдя через Амфиполь и Аполлонию, они пришли в Фессалонику, где была Иудейская синагога.
2 Павел, по своему обыкновению, вошел к ним и три субботы говорил с ними из Писаний,
3 открывая и доказывая им, что Христу надлежало пострадать и воскреснуть из мертвых и что Сей Христос есть Иисус, Которого я проповедую вам.
4 И некоторые из них уверовали и присоединились к Павлу и Силе, как из Еллинов, чтущих Бога, великое множество, так и из знатных женщин немало.
5 Но неуверовавшие Иудеи, возревновав и взяв с площади некоторых негодных людей, собрались толпою и возмущали город и, приступив к дому Иасона, домогались вывести их к народу.
6 Не найдя же их, повлекли Иасона и некоторых братьев к городским начальникам, крича, что эти всесветные возмутители пришли и сюда,
7 а Иасон принял их, и все они поступают против повелений кесаря, почитая другого царем, Иисуса.
8 И встревожили народ и городских начальников, слушавших это.
9 Но сии, получив удостоверение от Иасона и прочих, отпустили их.
10 Братия же немедленно ночью отправили Павла и Силу в Верию, куда они прибыв, пошли в синагогу Иудейскую.
11 Здешние были благомысленнее Фессалоникских: они приняли слово со всем усердием, ежедневно разбирая Писания, точно ли это так.
12 И многие из них уверовали, и из Еллинских почетных женщин и из мужчин немало.
13 Но когда Фессалоникские Иудеи узнали, что и в Верии проповедано Павлом слово Божие, то пришли и туда, возбуждая и возмущая народ.
14 Тогда братия тотчас отпустили Павла, как будто идущего к морю; а Сила и Тимофей остались там.
15 Сопровождавшие Павла проводили его до Афин и, получив приказание к Силе и Тимофею, чтобы они скорее пришли к нему, отправились.
Весь только что прозвучавший отрывок говорит об одном: о взаимоотношениях апостола Павла с его соплеменниками, эти отношения невозможно охарактеризовать одним словом, они были крайне непростыми и запутанными, такими, что понять их во всех нюансах не представляется возможным.
Сразу же после схождения Святого Духа на апостолов апостол Пётр произнёс чрезвычайно убедительную проповедь, и в этой проповеди прозвучали слова, которые во многом определили развитие миссионерских усилий ранней Церкви. Обращаясь к «мужам Иудейским и всем живущим в Иерусалиме» (см. Деян. 2:14) апостол Пётр среди прочего сказал так: «Вам принадлежит обетование и детям вашим и всем дальним, кого ни призовёт Господь Бог наш» (Деян. 2:39). Конечно, это видение христианской миссии не было авторским видением апостола Петра, Пётр лишь перефразировал слышанное от Самого Спасителя. Действительно, первоначальная миссия была обращена в первую очередь к иудеям, ведь именно иудеи были наиболее подходящей почвой для вести о Христе Воскресшем, для них понятие спасения не было чем-то новым, не было для них новым и само слово «Христос», основные богословские концепции Нового Завета были им прекрасно известны, евреи многие поколения жили этими концепциями, постепенно наполняя их всё новым и новым содержанием.
Конечно, естественным было предположить, что именно эти люди станут благодатной почвой для христианской проповеди. Отчасти это так и было, в только что прозвучавшем отрывке мы слышали, что большинство из тех, к кому обращались апостолы, после проверки их вести Писанием принимали весть о Христе, но было и некое меньшинство, которое отличалось чрезвычайной активностью в сопротивлении апостолам. Сложно сказать, чем руководствовались эти люди. Возможно, они, как и апостол Павел до своего призвания, верили иудейским первосвященникам больше, чем своим глазам, своему разуму и свидетельству Писания, возможно, им было страшно что-либо менять в своей жизни. Могут быть, конечно, и какие-то иные причины, ведь и у наших современников тоже есть свои причины не верить во Христа, как правило, верующему человеку эти причины понять непросто, ещё сложнее принять их как уважительные.
Церковь же всегда будет поступать так, как поступали Христовы апостолы: она всегда будет проповедовать Христа Воскресшего в надежде на благоприятный отклик и не смущаясь от неудач и гонений.