АПОСТОЛЬСКОЕ ЧТЕНИЕ С ТОЛКОВАНИЕМ НА 13.06.2024

Деяния святых апостолов

, рубрика:

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.

Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.

Сегодня Православная Церковь совершает празднование в честь Вознесения Господня. Вознесение — один из центральных христианских праздников, он завершает собой цикл так называемых Господских праздников, то есть тех церковных торжеств, которые повествуют о земном служении Господа нашего Иисуса Христа. О Вознесении мы можем прочитать как в Евангелии, так и в книге Деяний святых апостолов. Повествующий о Вознесении Господнем отрывок из 1-й главы апостольских Деяний звучит сегодня в православных храмах во время литургии. Давайте послушаем его.

Глава 1.

Первую книгу написал я к тебе, Феофил, о всем, что Иисус делал и чему учил от начала

до того дня, в который Он вознесся, дав Святым Духом повеления Апостолам, которых Он избрал,

которым и явил Себя живым, по страдании Своем, со многими верными доказательствами, в продолжение сорока дней являясь им и говоря о Царствии Божием.

И, собрав их, Он повелел им: не отлучайтесь из Иерусалима, но ждите обещанного от Отца, о чем вы слышали от Меня,

ибо Иоанн крестил водою, а вы, через несколько дней после сего, будете крещены Духом Святым.

Посему они, сойдясь, спрашивали Его, говоря: не в сие ли время, Господи, восстановляешь Ты царство Израилю?

Он же сказал им: не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти,

но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли.

Сказав сие, Он поднялся в глазах их, и облако взяло Его из вида их.

10 И когда они смотрели на небо, во время восхождения Его, вдруг предстали им два мужа в белой одежде

11 и сказали: мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо.

12 Тогда они возвратились в Иерусалим с горы, называемой Елеон, которая находится близ Иерусалима, в расстоянии субботнего пути.

У каждого человека есть настолько глубокие убеждения и чаяния, которые крайне сложно поколебать или же изменить. Апостолы Христовы не были исключением, а потому они, несмотря на физическую близость к Воплощённому Богу, продолжали пребывать в плену своих чаяний: они полагали, что Христос должен дать Израилю свободу от римской оккупации. Если до Своего Воскресения Спаситель отвечал на такие ожидания по существу вопроса, и говорил, что Его миссия не имеет никакого отношения к земным царствам, то непосредственно перед Вознесением Господь не повторил сказанное ранее, Он сказал об ином: о том, чем должны заниматься Его ученики. Эти слова Христа легко понять и запомнить: ученики Христовы должны быть Его свидетелями, то есть должны и словами, и делами, и всей своей жизнью возвещать Христову победу над смертью.

Это повеление Спасителя, имея своим непосредственным адресатом апостолов, апостолами не ограничивается, оно представляет собой обязательную для исполнения всеми христианами заповедь. Каждый из нас должен быть тем человеком, через которого люди могли бы видеть Христа Воскресшего.

Нынешнее церковное торжество понуждает нас задуматься о том, исполняем ли мы эту Христову заповедь, и являемся ли такими людьми. Конечно, вряд ли кто-то сможет утвердительно ответить на этот вопрос в отношении самого себя, а потому интересно было бы попытаться понять, что же нам мешает исполнить Христово повеление.

Свидетельствовать всей своей жизнью о Христовом Воскресении может лишь тот человек, который познал истину Воскресения, тот, кому явился Христос так, как Он явился Своим апостолам. В Евангелии и в дальнейшей истории Церкви прослеживается ясная логика: Господь открывает Себя только тем, кто Его любит, именно поэтому первыми свидетелями Воскресения Христова стали бескорыстно любившие Спасителя жёны-мироносицы. Здесь неминуемо возникает вопрос: а как же можно полюбить Того, Кого мы не знаем? Ответ предсказуемо прост: Спаситель явил нам Себя в Евангелии и в сакральной жизни Церкви, читая Евангелие и исполняя Его заповеди, участвуя в таинствах церковных мы постепенно возрастаем в любви ко Господу, и это делает нас способными воспринять высшее откровение — явление Христа Воскресшего.

Добавить комментарий