ЕВАНГЕЛИЕ ДНЯ С ТОЛКОВАНИЕМ НА 27.06.2024

Евангелие дня

, рубрика:

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.

Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.

Когда нам делается известной современная статистика расторжения браков, нам становится ужасно печально, ведь оказывается, что крепкая семья — это своего рода статистическое чудо и маловероятный исход свадьбы. Конечно, мы пытаемся найти причины столь удручающей картины: как правило, мы обращаем внимание на состояние общества, указываем на недостатки государственной системы поддержки семьи, вспоминаем про далёкий от воспевания семейных ценностей современный кинематограф, мы находим бесконечное множество причин кризиса семьи, но забываем обращать внимание на себя самих. Христос предлагал поступать иначе, Он, говоря о семье, фокусировал внимание Своих слушателей на них самих и ни на чём бы то ни было другом. Давайте послушаем отрывок из 5-й главы Евангелия от Матфея, этот отрывок звучит сегодня во время литургии в православных храмах, и в нём идёт речь о супружеской верности.

Глава 5.

27Вы слышали, что сказано древним: не прелюбодействуй.

28А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем.

29Если же правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну.

30И если правая твоя рука соблазняет тебя, отсеки ее и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну.

31Сказано также, что если кто разведется с женою своею, пусть даст ей разводную.

32А Я говорю вам: кто разводится с женою своею, кроме вины любодеяния, тот подает ей повод прелюбодействовать; и кто женится на разведенной, тот прелюбодействует.

Сам по себе появление в Евангелии этих слов Христа говорит нам о том, что в Древнем Израиле не всё было в порядке с семейной этикой, а потому Спаситель вынужден был напомнить Своим современникам базовые истины о взаимоотношении мужчин и женщин. Этих истин две: человек не должен быть объектом вожделения, а брак не может быть расторгнут. Всё довольно просто, однако люди любят все усложнять, а потому к этим двум повелениям Божиим с течением времени были добавлены пространные комментарии, которые позволяли делать различные исключения из прямой и недвусмысленной заповеди Божией. Собственно, на один из таких комментариев и сослался Спаситель в Своей речи: «Сказано также, что если кто разведётся с женою своею, пусть даст ей разводную» (Мф. 5:31).

Любопытно, что здесь Христос упомянул предписание библейской книги Второзаконие, и на первый взгляд может показаться, что Он спорил с самим Моисеем, и это был, мягко говоря, не самый лучший ход в беседе с иудеями, ведь для них Моисей — человек, авторитет которого не может быть подвергнут сомнению. В параллельном месте Евангелия от Марка Господь так объяснил Своё критическое отношение к словам Моисея: «По жестокосердию вашему он написал вам сию заповедь. В начале же создания, Бог мужчину и женщину сотворил их» (Мк. 10:5–6). И в самом деле: любые зафиксированные Священным Писанием человеческие слова — это всего лишь комментарии к тому, что возвещает Бог. Довольно часто можно наблюдать, как слова людей затмевают собой божественные повеления, именно так произошло и с браком: Моисей, по снисхождению к человеческой слабости предусмотревший возможность для развода, дал тем самым повод и вовсе забыть о первоначальном установлении Божием, и о том, что брак не может быть расторгнут, кроме той причины, на которую указал Христос.

Совершенно неслучайно, говоря о нравственности в сфере пола, Спаситель упомянул радикальные методы борьбы с соблазнами. Конечно, было бы большой ошибкой и страшной глупостью понимать эти Христовы слова буквально, и Церковь никогда их таким образом не прочитывала, эти слова Христа призваны показать всю неимоверную сложность исполнения повелений Божиих о браке и целомудрии, а также то, что никакой человек своими силами не в состоянии провести жизнь на должной степени нравственной чистоты, а потому всем нам нужна в этом деле помощь Божия.

Добавить комментарий