Евангелие дня
Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Мы — христиане — верим в Единого Бога, мы верим, что Он — Творец всего видимого и невидимого, Он безначален, Он — совокупность всех совершенств, и никаких иных богов, кроме Него, нет и быть не может. Язычники мыслят иначе, в их картине мира богов много, и боги, как правило, обладают теми же нравственными характеристиками, что и люди. Однако различие в представлении о Боге — это не единственное различие между христианами и язычниками, существенно отличается и отношение к Богу или же к богам. Отношение христиан к Богу проистекает из любви, отношение язычников к богам может быть описано формулой «я тебе — ты мне». Важно также и то, что христиане не планируют завершать свои отношения с Богом по окончании жизни тела, ну а у язычников все иначе, и мало какой языческий культ простирает своё действия за границу земной жизни. Однако христиане далеко не всегда оказываются способны быть на должной высоте общения с Богом, и нас все время подстерегает соблазн подмены отношений любви с Богом отношениями деловых партнёров по образцу язычников. Об этом соблазне предупреждал Сам Христос, Его предупреждение содержится в 6-й и 7-й главах Евангелия от Матфея, отрывок из которых звучит сегодня во время литургии в православных храмах.
Глава 7.09Есть ли между вами такой человек, который, когда сын его попросит у него хлеба, подал бы ему камень?
10и когда попросит рыбы, подал бы ему змею?
11Итак если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец ваш Небесный даст блага просящим у Него.
Господь Иисус Христос призвал Своих учеников не заботиться ни о чем земном: ни о том, что есть, ни о том, что пить, ни о том, во что одеваться. Конечно, Он мог бы перечислять земные заботы значительно дольше, но Спаситель ограничил Свой перечень лишь тремя пунктами, и под ними стоит понимать вообще весь спектр житейских беспокойств человека, которые чаще всего и составляют содержательное наполнение обычной человеческой жизни. По слову Христа, сосредоточенность на решение задач житейского свойства — это характерная черта язычников, и тот христианин, который в своих отношениях с Богом думает лишь о земном комфорте, ничем не отличается от язычника, потому как такой христианин переносит отношение к языческим богам на отношение к Единому Истинному Богу. Бог, Которого мы почитаем, не нуждается в наших напоминаниях о наших нуждах, Он о них прекрасно осведомлён, и Он способен удовлетворить все наши потребности без какого-либо специального обращения к Нему.
Но если Бог знает о наших нуждах, то почему Он не спешит дать нам все необходимое для жизни и дать это с избытком? Ответ содержится в только что прозвучавшем евангельском отрывке: мы должны искать «Царства Божия и правды Его», то есть мы должны стремиться к богообщению, ведь именно в нем заключена истинная жизнь человека, равно как и наше истинное предназначение, а для того, чтобы мы, порабощённые поражённой грехом плотью, не забывали о Боге, Бог вынужден напоминать нам о нашей ограниченности через самые различные неприятные жизненные ситуации. Спастись же от такого рода ситуаций можно только одним способом: непрестанным памятованием о Боге и стремлением к Нему не как к источнику житейских благ, а как к Личности, то есть стремлением к Нему ради Него Самого. Научиться так жить очень непросто, и абсолютному большинству людей не хватает для этого и всех отпущенных им Богом лет жизни, а происходит так, судя по всему, по той лишь причине, что люди не хотят откликаться на призыв Божий и не молятся о том, чтобы Господь помог им всем сердцем желать исполнения воли Божией на земле так, как она исполняется на Небе. Если же в нас будет должное стремление, подкреплённое молитвой, то мы сможем приблизиться к блаженству Царства Небесного подобно тому, как к нему приблизились все угодившие Богу святые.