Послание к Евреям святого апостола Павла
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Как улучшить свои отношения с Богом? Что для этого необходимо сделать? Ответ на этот вопрос находим в отрывке из 4-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 4.
4 Воздаяние делающему вменяется не по милости, но по долгу.
5 А не делающему, но верующему в Того, Кто оправдывает нечестивого, вера его вменяется в праведность.
6 Так и Давид называет блаженным человека, которому Бог вменяет праведность независимо от дел:
7 Блаженны, чьи беззакония прощены и чьи грехи покрыты.
8 Блажен человек, которому Господь не вменит греха.
9 Блаженство сие относится к обрезанию, или к необрезанию? Мы говорим, что Аврааму вера вменилась в праведность.
10 Когда вменилась? по обрезании или до обрезания? Не по обрезании, а до обрезания.
11 И знак обрезания он получил, как печать праведности через веру, которую имел в необрезании, так что он стал отцом всех верующих в необрезании, чтобы и им вменилась праведность,
12 и отцом обрезанных, не только принявших обрезание, но и ходящих по следам веры отца нашего Авраама, которую имел он в необрезании.
Тема соотношения ритуала и живой веры является одной из центральных для посланий апостола Павла. И обращается он к ней неслучайно. Иудеи были уверены — для того, чтобы поддерживать с Богом хорошие отношения, достаточно исполнять установленные ритуальные предписания. Исполняешь, следовательно, ты верующий человек. При этом в качестве образца подлинной веры они называли родоначальника еврейского народа праведного Авраама. Дескать, Бог избрал его именно за то, что он скрупулёзно следовал всем тем правилам, которые были позже записаны пророком Моисеем в священных книгах.
Апостол Павел категорически против такого понимания сущности веры. Соблюдение ритуала не является её обязательным признаком. Ведь Авраам жил за много столетий до того, как обрядовый закон был записан. Господь выбрал его за особое внутреннее расположение души. В сердце праведника жила острая потребность в Боге. Всю свою сознательную жизнь он искал Творца и старался увидеть в этой жизни высокий смысл.
Ради того, чтобы обрести этот путь, он решился совершить серьёзный поступок. На склоне лет Авраам оставил всё своё имущество и отправился в неведомую страну. Он подчинился голосу, который всё сильнее и сильнее звучал в его сердце и который по убеждению Авраама принадлежал Богу. Это был страшный риск.
Итак, апостол Павел выражается вполне определённо. Не тщательное, доведённое о автоматизма, исполнение религиозного ритуала является главным признаком праведности. И не внешняя принадлежность к богодухновенной истинной религии, чем так кичились некоторые иудеи. Признаком особых отношений с Богом является искреннее желание найти Творца и способность совершить ради этого желания поступок. Если потребуется, пойти на риск.
Это напоминание апостола актуально и для всякого из нас. Нередко, подобно древним евреям, в своей духовной жизни мы довольствуемся тем, что делаем чрезмерный акцент на внешних атрибутах религиозной традиции. Безусловно, порой и механическое исполнение привычных ритуалов — вещь необходимая. Однако для того, чтобы улучшить свои отношения с Богом, необходимы не только ритуальные практики.
Для Бога нет ничего приятней, когда мы оказываемся способными совершить ради Христа и Его Евангелия новое действие. Это мужество в привычной и стандартной ситуации общения с окружающими нас людьми поступить сегодня не так, как я поступал вчера и всё время до этого. Сила проявить любовь, милость и снисхождение к человеку, даже если это потребует от меня шагнуть в свой страх, испытать дискомфорт и боль. Наша главная задача — выработать у себя этот навык. Возможно, я буду делать ошибки на этом пути. Это не страшно. Главное, что я не стою на месте. А потому мой духовный опыт растёт. Моя связь с Богом становится крепче. Моё сердце не засыхает, а вера становится по-настоящему живой и действенной.