ЕВАНГЕЛИЕ ДНЯ С ТОЛКОВАНИЕМ НА 06.07.2024

Евангелие дня

, рубрика:

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.

Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.

Все знают, что нельзя осуждать других людей. Евангельское выражение Христа «не судите, да не судимы будете» уже очень давно стало крылатой фразой, ее слышали все люди, которым Бог определил быть причастными христианскому миру. Однако знание этой фразы не помогает нам не судить, не осуждать и не делать предметом обсуждения других людей. Церковь не отчаивается, она вновь и вновь напоминает нам эти слова Спасителя. Слышим мы их и сегодня во время литургии в православных храмах, они взяты из 7-й главы Евангелия от Матфея.

Глава 7.

01Не судите, да не судимы будете,

02ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить.

03И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь?

04Или как скажешь брату твоему: «дай, я выну сучок из глаза твоего», а вот, в твоем глазе бревно?

05Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего.

06Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас.

07Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам;

08ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят.

Одна из самых употребительных обличительных характеристик, которые использовал Христос, — это слово «лицемер». Мы неоднократно встречаем в Евангелии упрёк в лицемерии, адресованный фарисеям, слышим мы о лицемерии и тогда, когда речь заходит об осуждении. Оказывается, что осуждение других людей — это одно из проявлений лицемерия, что, конечно же, совершенно логично, ведь осуждение — это всегда некая поза, это забвения себя настоящего, своих грехов, своего невеликого, в сравнении с Богом, статуса и своей реальной способности анализировать явления этого мира. Нечто подобное можно сказать и про лицемерие: в первую очередь оно характеризуется стремлением казаться кем-то другим, не быть самим собой и не быть настоящим. Понятно, почему Спаситель столь настойчиво обличал лицемерие: в Боге нет и намёка на что-то подобное, Бог чужд всякой позы, Ему нет необходимости производить на кого бы то ни было впечатление, Он таков, каков Он есть.

Осуждение прекрасно сочетается с лицемерием и его питает: очень легко и приятно с помощью осуждения выстроить стену между собой и другим человеком, сделать так, чтобы на его фоне казаться лучше, чем есть на самом деле.

Помимо связи с лицемерием, Христос в Своих словах об осуждении сделал акцент и ещё на одном свойстве этого порока: осуждение самым непосредственным образом входит в противоречие с Христовым повелением, которое мы можем найти в этой же 7-й главе Евангелия от Матфея — «И так во всём, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними» (Мф. 7:12). Никто не хочет для себя заочного суда без возможности сказать хотя бы слово в свою защиту, но именно таким будет Божий суд над тем человеком, который подобным образом судил других людей: «Каким судом су́дите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить» (Мф. 7:2). Невозможно представить того, кто хотел бы для себя такого суда, которым мы иной раз судим других. Никто в здравом уме не скажет, обратившись к Богу: «Суди меня так, как я сужу других!». Мы все хотим милости, хотим снисхождения и понимания, и у нас есть возможность их обрести: достаточно лишь начать таким же образом относиться к другим людям.

Добавить комментарий