Евангелие дня
Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. В культурах, которые основаны на библейской истории, образом самого тяжёлого греха нередко выступают города Содом и Гоморра, которые были уничтожены Богом ещё во времена жизни праотца Авраама. Можно даже сказать, что названия этих городов стали именами нарицательными, обозначающими крайнюю степень падения. Но есть ли грех более страшный, чем грех жителей Содома и Гоморры? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 10-й главы Евангелия от Матфея, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
В сегодняшнем чтении мы слышим, как Спаситель посылает своих учеников на проповедь. Он не призывает их идти к язычникам или проповедовать до края земли, ведь прежде они должны были обойти окрестные города и обратиться с проповедью к своим соотечественникам. Для язычников рассказ о Мессии был бы чем-то совершенно новым, потому что они ничего не знали ни об истинном Боге, ни о грехе, который омрачил жизнь человека. В свою очередь иудеям всё это было хорошо известно, потому что было сутью их религии. Они ждали Мессию — Царя и Помазанника, приход которого будет означать возвращение Бога в историю и восстановление изначально задуманного порядка. В этом смысле проповедь о пришествии Мессии говорила о том, чего эти люди ждали веками, свидетелями чего хотели быть их предки. Конечно, всё это предполагало, что иудеи, как первые слушатели апостольской проповеди, откликнуться на неё с большой радостью. По крайней мере, это было бы для них естественным. Тем более, что ко времени рождения Христа нравственный уровень их жизни был достаточно высок. Как это часто бывало, существование под властью захватчиков заставило людей лучше осмыслить свою идентичность, вспомнить веру отцов и задуматься о соблюдении заповедей. Более того, некоторые из иудеев стремились соблюсти закон во всей полноте, становясь книжниками и фарисеями, стремящимися полностью соблюсти закон. Иными словами, Бог воплотился в тот момент, когда Его народ в нравственном отношении был наиболее расположен к тому, чтобы услышать проповедь. Внешне всё было так, и народ проповедь действительно слушал, но расслышал ли он её, вот вопрос. И ответ на него, судя по Писанию, довольно однозначный: практически нет. Люди слушали, но не слышали. И произошло это не из-за проблем проповеди, а из-за реакции слушающих. Они были настолько самоуверенны, что многие в итоге отказали Христу. За Иисусом шли грешники, даже такие страшные, которые были готовы перетерпеть побиение камнями или распятие, а фарисеи и книжники не шли. Потому что грешник, даже самый страшный, может раскаяться и изменить жизнь, а человек, который самоуверенно считает себя праведником, ничего этого сделать не может… А если точнее, то попросту не станет.
В конце сегодняшнего евангельского отрывка мы слышим страшные слова. Господь говорит, что Содому и Гоморре в день суда будет отраднее, чем людям, отказавшимся от проповеди апостолов. Казалось бы, жители упомянутых городов были страшными грешниками и умерли, не раскаявшись… Но даже им будет легче, чем тем, кто был призван и с гордостью отказался от общения с Богом.
Сегодня многим кажется, что Бог им не нужен, ведь они без всяких отношений с Ним могут быть добрыми и порядочными людьми… Но в том то и дело, что любая доброта и порядочность на этой земле временны и уничтожаются смертью. Спаситель же пришёл не просто для того, чтобы научить нас добру и жертвенности, но для того, чтобы наполнить их истинным смыслом и подарить нам вечную жизнь.