Послание к Евреям святого апостола Павла
Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. Тот, кто хотя бы раз был в онкологическом центре, знает, чем пропитано там всё: стены, воздух, лица сотрудников и пациентов. Горечью. Терпкой, въедливой, безнадёжной горечью, которая словно разлита повсюду.
Сегодняшнее чтение из 8-й главы послания апостола Павла к Римлянам — тоже о горечи бытия — но у него эта горечь — вовсе не безнадёжна.
Глава 8.
22 Ибо знаем, что вся тварь совокупно стенает и мучится доныне;
23 и не только она, но и мы сами, имея начаток Духа, и мы в себе стенаем, ожидая усыновления, искупления тела нашего.
24 Ибо мы спасены в надежде. Надежда же, когда видит, не есть надежда; ибо если кто видит, то чего ему и надеяться?
25 Но когда надеемся того, чего не видим, тогда ожидаем в терпении.
26 Также и Дух подкрепляет нас в немощах наших; ибо мы не знаем, о чем молиться, как должно, но Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными.
27 Испытующий же сердца знает, какая мысль у Духа, потому что Он ходатайствует за святых по воле Божией.
То, что всё бытие — а не только онкологические центры — насквозь пропитано горечью, хоть отжимай — не для всякого — очевидная истина. Снаружи поначалу кажется, что всё не так уж и плохо — разве мало в жизни света и радости, улыбок и любви, удовольствий и развлечений? Но чем дольше живёшь, чем научаешься глубже всматриваться — тем сильнее осознаёшь: да, боли, горя, тоски, страдания — одним словом, горечи в жизни полно повсюду. Конечно, можно от неё бежать, можно пытаться игнорировать, обесценивать, высмеивать или использовать иные инструменты психологических защит — но горечь всё равно вернётся. И сегодня апостол в своём послании не только признаёт эту «горечность бытия», но и расширяет это понятие далеко за рамки собственно человечества как такового: вся тварь — то есть всё творение — «стенает и мучается».
Но апостол не только констатирует это безрадостный факт: он утверждает, что мы, христиане, «спасены в надежде». Что это значит? Как можно быть «спасённым» от горечи, пропитавшей всё мироздание?
Ответ апостола — необычен. Он говорит о том, что христиане имеют в себе «начаток Духа» — по-гречески «απαρχή» — «первый плод». Что такое в жизни любого садовода «первый плод» — любитель земледелия поймёт быстро. Когда несколько лет тщательно возделываешь посаженное тобой дерево, а оно всё хранит в себе загадку — будет ли плодоносить? Каким будут плоды? Да и выживает ли оно вообще? — и вот, однажды, ты наблюдаешь, как завязывается «первый плод» — и радость переполняет душу. Потом ты сорвёшь этот плод как драгоценность, разрежешь на части, угостишь всех соседей — порадуйтесь вместе со мной, наконец-то понятно, что за дерево я вырастил!..
По апостолу, именно этот «первый плод Духа» в душе каждого христианина уже имеется. Так же, как, к примеру, первое яблоко даёт надежду на то, что яблоня и дальше будет плодоносить на радость садоводу — также и «малый плод Духа» даёт верующему несомненную надежду на то, что горечь бытия однажды будет полностью преодолена. Этот «начаток Духа» можно заметить даже в самой горькой горечи: порой один искренний, добрый взгляд, из глубины души, способен поселить надежду в самой казавшейся безвыходной ситуации!
Но надежда, о которой говорит апостол Павел, простирается куда дальше наших земных, житейских, ожиданий: он говорит о надежде на Христа — о надежде на Того, Кто Один смог не только вынести предельную горечь бытия — но и обратить её в целительное лекарство.
Как это произошло — никто лучше святителя Иоанна Златоуста, пожалуй, не скажет:
Он вывел пленников ада, сойдя во ад.
Он горечью напоил ад, вкусивший плоти Его.
И пророчествуя это, Исайя восклицал:
Ад, говорит, познал горечь, встретив Тебя
в преисподней.
Познал горечь, ибо он уничтожен.
Познал горечь, ибо он поруган.
Познал горечь, ибо умерщвлён.
Познал горечь, ибо низложен.
Познал горечь, ибо взят в плен.
Принял тело, и столкнулся с Богом.
Принял землю, и встретил небо.
Принял, что видел, и впал в то, чего не видел.
Где, смерть, твоё жало? Где, ад, твоя победа? Воскрес Христос, и пали демоны.
Воскрес Христос, и радуются ангелы.
Воскрес Христос, и жизни есть где жить.
Воскрес Христос, и ни единого мёртвого нет в гробах: ибо Христос восстал из мёртвых, сделавшись первенцем из умерших.
Ему слава и держава во веки веков.