АПОСТОЛЬСКОЕ ЧТЕНИЕ С ТОЛКОВАНИЕМ НА 19.07.2024

Послание к Римлянам святого апостола Павла

, рубрика:

Комментирует священник Стефан Домусчи.

Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Один из слоганов, который современный мир предлагает человеку: «Поверь в себя». Прислушиваясь к нему, мы учимся верить в себя, каждый повторяет себе, что он успешен, что он лучший. Насколько это правильно и что Библия говорит о вере в себя? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 11-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.

Глава 11.

25 Ибо не хочу оставить вас, братия, в неведении о тайне сей,- чтобы вы не мечтали о себе, что ожесточение произошло в Израиле отчасти, до времени, пока войдет полное число язычников;

26 и так весь Израиль спасется, как написано: придет от Сиона Избавитель, и отвратит нечестие от Иакова.

27 И сей завет им от Меня, когда сниму с них грехи их.

28 В отношении к благовестию, они враги ради вас; а в отношении к избранию, возлюбленные Божии ради отцов.

29 Ибо дары и призвание Божие непреложны.

30 Как и вы некогда были непослушны Богу, а ныне помилованы, по непослушанию их,

31 так и они теперь непослушны для помилования вас, чтобы и сами они были помилованы.

32 Ибо всех заключил Бог в непослушание, чтобы всех помиловать.

33 О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его!

34 Ибо кто познал ум Господень? Или кто был советником Ему?

35 Или кто дал Ему наперед, чтобы Он должен был воздать?

36 Ибо все из Него, Им и к Нему. Ему слава во веки, аминь.

Задумываясь над теми или иными историческими событиями, и тем более проживая их в моменте в качестве современников, нам трудно отделаться от мысли, что мы творим историю. Пусть не отдельные люди, которые могут ощущать себя слабыми и несовершенными, но сообщества людей, страны и государства. Некоторые всерьёз говорят о своей значимой роли на мировой арене, верят в своё призвание. При подобном подходе читать сегодняшний отрывок сложно, потому что он требует смирения, причём опять же не личного и даже не национального, а практически общечеловеческого. Апостол обращается к бывшим язычникам и просит их не обольщаться теми религиозными высотами, которых они достигают по сравнению с отпавшими от Бога иудеями.

Из своего опыта мы знаем, что даже отношения между людьми не сводятся к сумме их поступков и слов. Эту логику апостол Павел переносит на Бога. Он говорит, что отношения Бога с народами не сводятся к сиюминутному и явному состоянию конкретных людей. Конечно, оно чрезвычайно важно, но и определяющей роли может не играть. Так, например, оказывается, что тот, кто сейчас враждует с Богом, может быть возлюбленным ради отцов, и у него есть шанс, который укоренен в их любви и дружбе с Богом. Это значит, что и наша любовь к тем, кто сейчас упорствует в своём отпадении, не лишена смысла. Это может казаться противоречивым и парадоксальным, и сам апостол Павел не берётся объяснять логику Божьей милости. От кратких призывов не обольщаться на свой счёт и не превозноситься он переходит к восторженному славословию Бога и Его замысла. И в этом контексте он не призывает бывших язычников смиряться перед иудеями, но призывает всех восхититься премудростью Божиего замысла и смириться перед Его благим промыслом. Апостол говорит, что Бог всех заключил в непослушание, то есть всем попустил пасть, чтобы все понимали, что нет совершенных, нет идеальных, нет тех, кого не надо было бы миловать. В милости нуждаются все. И раз в милости нуждаются все, никто не должен превозноситься и судить другого. Потому что, решая судить других, мы предвосхищаем суд Божий.

Понимая, что это в корне неверно и недопустимо, апостол Павел задаёт риторические вопросы, суть которых в том, что нам за Бога ничего не решить, ведь никто из нас не познал ум Господень, не может быть Ему советником или сделать Его своим должником. Потому что не мы Его сотворили, но Он нас. И мы, по слову апостола, «все из Него и Им, и к Нему».

Добавить комментарий