Евангелие дня
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Как-то знакомый поделился со мной своими недоумениями: «Один священник говорит, что перед причастием надо поститься три дня, другой, что всего один. Кто-то разрешает есть рыбу Великим постом, кто-то запрещает даже подсолнечное масло. Кто-то спокоен, если женщина заходит в храм в джинсах, кто-то требует, чтобы только в длинной, чёрной юбке. Голова кругом идёт». Понять эти возмущения не сложно. Христианская традиция существует уже около 2000 лет. За это время возникло огромное количество правил, которые регулируют жизнь верующего. Внешний вид, устав общественной и домашней молитвы, пост и массу других предписаний, которые касаются вопросов формального благочестия. Информация об этих правилах поступает к нам из разных источников. И нередко эти источники противоречат друг другу. Поэтому мы и возмущаемся, разочаровываемся, порой злимся и даже впадаем в уныние. Как же разобраться во всём этом море обычаев и подходов? Как не запутаться? Ответ на этот вопрос находим в отрывке из 12-й главы Евангелия от Матфея, который читается сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Ситуация, описанная в только что прозвучавшем отрывке, предельно ясна. Господь позволяет Своим ученикам нарушить ритуальные предписания иудейского закона. И закона далеко не рядового, а ключевого. Того, который регламентирует поведение человека в субботу. А, как мы помним, соблюдение субботы — это визитная карточка представителя ветхозаветной религии. Не почитать субботу — всё равно что называть себя христианином и не причащаться.
На недоумения фарисеев Господь приводит два примера, когда закон формально нарушался, однако сами иудеи воспринимают это как данность. Так, например, священники трудятся в храме в субботу. Они закалывают жертвенных животных, снимают с них шкуры, готовят их к принесению в жертву и сжигают. Однако ни у кого не появится мысль упрекнуть их в пренебрежении законом. Также никто не будет упрекать царя Давида. В критической ситуации, скрываясь от погони врагов, он попросил у священника освящённый хлеб, предназначенный для жертвоприношения. Однако использовал его не по назначению. Съел сам, чтобы подкрепить силы, и разделил со своими соратниками.
Из всего этого следует важный для нас вывод. Христос допускает, что сам человек может регулировать степень исполнения ритуального закона. Каким образом? Обратите внимание на учеников. Они верующие люди. Иудеи. Но тем не менее они спокойно растирают колосья, то есть без смущения работают в субботу. Почему? А потому рядом с ними Тот, Кто отнимает у них всякое смущение и даёт уверенность. Они всей своей душой ощущают себя работниками и соратниками Христа, поскольку разделяют с Ним тяготы странствования. Они исполнители Его воли. Через них действует Его сила. Поэтому и говорит Христос фарисеям: «Мои ученики нарушают субботу, потому что служат Тому, Кто больше храма, и Кто является Господином субботы». То есть как сыны Царства апостолы освобождаются Спасителем от многих формальных подпорок, которые необходимы фарисеям, чтобы получить хоть какую-то уверенность в том, что они идут путём веры в Творца.
Мы можем рассматривать эту ситуацию как ответ на наш вопрос. Если свою религиозную жизнь мы организуем так, что в её центре окажется деятельное служение Богу, если все свои мысли, чувства, слова и поступки на ежедневной основе мы будем сверять с Евангелием, каждый отрезок сегодняшнего дня стремиться послужить Богу и ради Христа быть полезным тем, кто нас окружает, Господь даст нам живое ощущение Своего присутствия. Ведь Он Сам хочет не жертвы, а милости. И если мы регулярно формируем в себе навык проявлять эту милость, благодать Духа Святого будет направлять нас во всех наших делах. Тогда большинство недоумений, связанных с ритуальными и уставными предписаниями, исчезнут сами собой. В какой бы ситуации мы ни оказались, мы будем ясно понимать, что важно, а что второстепенно. Ведь теперь у нас есть чёткая цель в жизни. Именно она даёт нашему сердцу уверенность, а вместе с нею мир, покой и радость.