ЕВАНГЕЛИЕ ДНЯ С ТОЛКОВАНИЕМ НА 27.07.2024

Евангелие дня

, рубрика:

Комментирует священник Антоний Борисов

Христианство призывает нас не просто быть хорошими людьми, а стать похожими на Господа — нашего Творца. Это означает, что в отношениях с окружающими ориентироваться нужно не на человеческую, а на Божественную правду. Иными словами — любить и тех, кто нам нравится, и тех, кто не очень. В отрывке из 9-й главы Евангелия от Матфея, что читается сегодня утром во время богослужения, речь идёт как раз о том, как можно увидеть в человеке не его ошибки, а образ Божий. Давайте послушаем этот текст.

Глава 9.

09Проходя оттуда, Иисус увидел человека, сидящего у сбора пошлин, по имени Матфея, и говорит ему: следуй за Мною. И он встал и последовал за Ним.

10И когда Иисус возлежал в доме, многие мытари и грешники пришли и возлегли с Ним и учениками Его.

11Увидев то, фарисеи сказали ученикам Его: для чего Учитель ваш ест и пьет с мытарями и грешниками?

12Иисус же, услышав это, сказал им: не здоровые имеют нужду во враче, но больные,

13пойдите, научитесь, что значит: милости хочу, а не жертвы? Ибо Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию.

В особенности сложно исполнить евангельскую заповедь о любви к человеку становится тогда, когда не в теории, а на практике, по ходу ежедневной жизни, сталкиваешься с явным проявлением греха. Вот тогда и возникает болезненная проблема — как же проявить любовь к именно такому ближнему, измученному и часто просто изуродованному пороками? Как отделить грешника от его греха, возлюбив первого и отвергнув второе. Помочь нам сможет прозвучавший отрывок из Евангелия от Матфея.

Сначала мы услышали описание встречи Христа с Левием Матфеем и призвания его в число апостолов. Будущий ученик Господа Иисуса работал мытарем, то есть сборщиком налогов. Профессия эта в денежном отношении была выгодной, чего нельзя сказать о репутационной стороне. Иудеи во времена земного служения Христа мытарей просто ненавидели. Во-первых, мытари собирали налоги в казну римских захватчиков. Во-вторых, сборщики податей не получали фиксированной зарплаты, а плюсовали к налогам, так сказать, «зарплатный бонус». По факту — просто обирали соплеменников.

На месте Христа иной бы даже не посмотрел на мытаря, сидящего на площади. Прошёл бы мимо с чувством презрения. Но Спаситель — не только человек, но и Бог. И Он увидел в сердце Матфея муку и одновременно желание полностью изменить свою жизнь, вернуть утраченные мир и радость. Господь Иисус решительно призывает Матфея в число апостолов. И тот с радостью откликается на этот призыв.

Затем Спаситель заходит в дом нового ученика и разделяет с ним трапезу. За столом вместе со Христом, Матфеем, иными учениками находятся люди с сомнительной репутацией — мытари и прочие грешники, которых осуждали фарисеи. Последние и присоединившиеся к ним знатоки закона Моисеева стали упрекать Христа за то, что Он общается с нравственными отбросами общества. В ответ фарисеи слышат: «не здоровые имеют нужду во враче, но больные».

Для ветхозаветного общества был характерен практически черно-белый формат миропонимания. Либо ты исполняешь заповеди и благодаря этому являешься полноценным членом иудейского общества. Либо ты грешишь, а потому тебя просто лишают гражданских прав. Иудеи, уличённые в серьёзных пороках, становились настоящими изгоями. Но Христос идёт именно к этим людям. Сын Божий, общаясь с жертвами пороков и страстей, конечно же, не одобрял их образа жизни.

Но Он совершал очень важную вещь — напоминал этим людям, которые на себя уже махнули рукой, что не всё еще потеряно. И именно в милосердии и состоит смысл что Нового, что Ветхого заветов. «Милости хочу, а не жертвы», — говорит Христос, указывая, что любовь важнее всех жертвоприношений. И грешник, встретившись с милосердным Спасителем, вдруг вспоминал, что по-прежнему любим Богом. И если эта любовь действительно была современникам Христовым дорога, то они вставали на путь покаяния — признавали свои ошибки, оставляли их в прошлом и стремились стать ближе к Господу.

Прозвучавшее Евангелие учит нас быть похожими на Христа — видеть в людях не их ошибки, а образ Божий; оставлять людям возможность исправить допущенные промахи, не ставить на ближних крест проклятия. И это служение милосердия, пусть не у всех, но у кого-то обязательно, зажжёт в сердце надежду, которую Дух Святой укрепит, а самого человека освятит и поведет по пути к Царству Небесному.

Добавить комментарий