ЕВАНГЕЛИЕ ДНЯ С ТОЛКОВАНИЕМ НА 01.08.2024

Евангелие дня

, рубрика:

Комментирует священник Стефан Домусчи.

Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Нередко мы приходим в храм не от радости и не с благодарностью, но от нужды и проблем. Иногда сами понимаем, что это не совсем верный подход, иногда даже слышим обвинения от других. Но что нам скажет на это Христос? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 6-й главы Евангелия от Луки, который читается сегодня в храмах во время Богослужения. Давайте его послушаем.

Глава 6.

17И, сойдя с ними, стал Он на ровном месте, и множество учеников Его, и много народа из всей Иудеи и Иерусалима и приморских мест Тирских и Сидонских,

18которые пришли послушать Его и исцелиться от болезней своих, также и страждущие от нечистых духов; и исцелялись.

19И весь народ искал прикасаться к Нему, потому что от Него исходила сила и исцеляла всех.

20И Он, возведя очи Свои на учеников Своих, говорил: Блаженны нищие духом, ибо ваше есть Царствие Божие.

21Блаженны алчущие ныне, ибо насытитесь. Блаженны плачущие ныне, ибо воссмеетесь.

22Блаженны вы, когда возненавидят вас люди и когда отлучат вас, и будут поносить, и пронесут имя ваше, как бесчестное, за Сына Человеческого.

23Возрадуйтесь в тот день и возвеселитесь, ибо велика вам награда на небесах. Так поступали с пророками отцы их.

Говоря о нравственном уровне иудеев, бывших современниками Спасителя, учёные часто подчёркивают, что этот уровень был достаточно высок. Действительно, чувствуя себя в оппозиции к римлянам, которые захватили их территории, иудеи с большим рвением стремились соблюдать заповеди, изучать Писание и жить благочестивый жизнью. В то же время глубину духовной жизни обычного иудея не стоит преувеличивать. Хотя в народе Божием и вправду была целая группа фарисеев и книжников, которые старались во всём и всегда поступать по закону или даже в ещё большей мере по преданиям старцев, многие люди, даже являясь верующими и законопослушными, жили обычной жизнью и стремились к вполне обычным вещам. По тем, кто приходил ко Христу, мы видим, что стремились они к тому, чтобы быть здоровыми, иметь достаточно денег для пропитания… И надо сказать, что первичность бытовых вопросов и вторичность вопросов веры не была какой-то особенностью жизни простых людей того времени. Это вообще вполне стандартное явление в жизни практически любого общества. Дело в том, что как с любыми другими дарами, религиозные дары и даже сам дар веры, дан в разной мере. Пожалуй, нет человека, у которого этого дара не было бы, но и сказать, что все одинаково обладают даром веры, вряд ли возможно.

После обращения к евангельскому отрывку, который мы сейчас услышали, возникает ощущение, что в нём есть как будто бы две части: первая об отношениях Христа с народом, а вторая о Его отношениях с учениками. Народ приходит к Спасителю со своими проблемами и нуждами. Люди приводят и приносят больных, кто-то оказывается бесноватым, кто-то расслабленным, у кого-то ещё какие-то болезни… Они тянули ко Христу руки и желали получить исцеление. И Господь исцелял их всех, не говоря ничего осуждающего в ответ. В Его действиях нет никакого превозношения или обличения. Он не говорит, что они ленивые, нерадивые и относятся к Нему потребительски. Это не значит, что Он считает их поведение самым лучшим и правильным, просто Бог в Своей любви может снизойти к нашим немощам. К ученикам же обращено совершенно иное слово. Они слышат заповеди блаженств, которые заканчиваются обещаниями радости, блаженства и великой награды на небесах. Эти слова сказаны Господом во всеуслышание, так что и те, кто пришёл по самому бытовому поводу, кто просил Христа о чём-то вполне земном, тоже их услышал. Эти слова сказаны апостолам и предложены всем остальным, чтобы они могли выбрать, обходиться ли в религии сиюминутным и в таком случае не получать главного или пойти дальше и проникнуть глубже, пережив подлинную встречу со Христом, не просто как чудотворцем, но как с Учителем и Господом. Сегодня, как и две тысячи лет назад, люди приходят к Богу по разным причинам. Он никого не отвергает, но и не навязывается. Спаситель снисходит к людям в их нуждах, приглашая их к более глубокому общению. К общению которое становится для них блаженством и великой наградой на небесах.

Добавить комментарий