Евангелие дня
Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. Главный герой сериала «Асассины. Начало» Хасан ас-Саббах — прекрасная иллюстрация к отрывку из 15-й главы Евангелия от Матфея — который сегодня читается за богослужением в православных храмах.
В одном из эпизодов фильма Хасан ас-Саббах — создатель и духовный лидер шиитской секты конца XI века асассинов — произносит ключевую фразу: «Я не ценю человеческую жизнь саму по себе. Только послушание мне — вот что важно!» И это говорит человек, совершенно ни во что и никому не верящий! Возникает вопрос: но как вообще возможно, чтобы за таким откровенным лжецом и манипулятором пошли не только сотни, но и тысячи людей — причем ценой собственной жизни? Откуда источник этого буквально сногсшибательного обаяния — на которое, словно нектар ароматного цветка, тотчас слетаются толпы почитателей? Откуда у духовного слепца — такая привлекательность?
Было бы глубоко ошибочным думать, что весь секрет — в хитрой инсценировке райского блаженства, в которое «погружали» адептов секты под воздействием наркотических веществ. Конечно, этот личный опыт легко перевешивал на весах ценность здешней, мирской, временной жизни. Но всё же этот «рукотворный рай» был всего лишь последней — пусть и решающей! — каплей: сама же чаша безусловного доверия лидеру и беспрекословного подчинения ему наполнялась до краёв значительно раньше.
Ответ нам даёт сам Ассан: «Если сам веришь в свою святость — то и все остальные поверят». Не сомневаюсь, эта фраза помогает нам лучше понять и то, почему фарисеи — которых Иисус многократно осуждает за лживость и лицемерие — обладали таким сильнейшим авторитетом среди иудеев.
Вера в свою собственную исключительность и непогрешимость — поистине «короткое замыкание» души на себе самой. Яркое. Эффектное. Выдающееся. Заявить о своей избранности свыше с такой безусловной категоричностью — не всякий на такое отважится! Главное — поверить до конца в это самому, не допуская ни тени сомнения. Как только это происходит — внутри человека открывается неиссякаемый источник сил и вдохновения. Только свою энергию он че́рпает не из природы, не из собственного естества или Божественной воли — а из внутреннего распада, который я бы сравнил с «реакцией расщепления ядра атома» — которая и сопровождается выделением чрезвычайно большого объема энергии. Только при таком духовном «замыкании» — которое в святоотеческой терминологии получило название «прелесть» или «самообольщение» — и происходит распад личности, утрата образа Божия — неизбежно приводящая к полной физической и духовной деградации.
По каким же признакам можно распознать эту тяжелейшую духовную болезнь? Ответ — в сегодняшнем Евангелии. Дела лучше всего обличают такого «прелестника». Какими бы «духовными» и «благородными» мотивами ни объяснялись убийства и предательства, обманы и воровство, измены и подлости — сути своей они не меняют. Вот для нас и хороший индикатор, который всегда позволит безошибочно распознавать «манящий аромат» ложной духовности от настоящего спокойного горения в человеке Духа Божия!