Евангелие дня
Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. В Евангелии есть несколько фрагментов, которые пронзительны своей… подозрительной простотой и очевидностью. Но так ли это на самом деле — давайте послушаем отрывок из 15 и 16 глав Евангелия от Иоанна, который читается сегодня за богослужением в православных храмах — и потом поразмышляем об этом.
01Сие сказал Я вам, чтобы вы не соблазнились.
02Изгонят вас из синагог; даже наступает время, когда всякий, убивающий вас, будет думать, что он тем служит Богу.
Почему я сказал о «подозрительной простоте» этого отрывка из Евангелия от Иоанна? Отвечу так: а разве есть кто-то, кто в здравом уме и ясной памяти стал бы выступать против любви как таковой? Ведь о важности любви между людьми говорили многие мыслители и задолго до Иисуса: Конфуций, Будда, Сократ, Платон, Пифагор — и многие другие — в той или иной степени декларировали жизненную ценность любви как таковой.
Но как понять тогда такую настойчивость Иисуса, Который снова и снова на Своей прощальной вечере повторяет апостолам: любите друг друга, и ничем не смущайтесь? Едва ли это проповедь «обо всём хорошем против всего плохого»? Явно, мы упускаем что-то очень важное для понимания!
Чтобы подойти к ответу, давайте посмотрим на ситуацию вот в каком ракурсе. Что противоположно «любви к другому»? Нелюбовь — как отказ в субъектности, непозволение другому быть таким, каким он сам себя осознаёт, видит, мечтает. Наиболее ярко такая «нелюбовь» под гримасой «сверхлюбви» проявляется в родительской гиперопеке — когда ребёнок из личности превращается в безвольный материал для реализации родительского «проекта». Но есть и другая, прямо противоположная крайность «нелюбви» — игнорирование, обесценивание, вытеснение другого за границы пространства личного бытия. Другими словами, полное пренебрежение к другому — так, словно бы его и не было вообще.
Обозначив эти две полярные крайности, теперь можно попробовать нащупать гармоничное пространство для любви. Мы увидим, что это будет деятельной заботой о благе другого — с внимательным, бережным отношением к тому, что составляет «внутреннюю святыню» объекта нашей любви. Любящий по-настоящему не пытается «подменить» собой любимого, или, напротив, «капитулировать» перед ним — но постоянно учится «раскачивать», «резонировать» лучшие стороны — и, напротив, «гасить», «успокаивать» худшие.
Заповедь о любви, которую даёт Своим ученикам Иисус непосредственно перед тем, как рухнут все их надежды, да и весь мир обернётся к ним своей самой неприглядной стороной — это мощный якорь, зацепившись за которой они только и могут удержаться от отчаяния и гибели. Иисус предвидит, как очень скоро среди Его учеников начнут проявляться худшие стороны — маловерие, поиск виноватых, подозрительность — и заранее призывает их иметь веру и мужество переступить через весь этот негатив, не позволить превратиться ему в критическую массу претензий и обид. «Любите друг друга, невзирая ни на что — в том числе и собственное несовершенство» — это прекрасно работающий рецепт по созданию той самой братской общности вокруг самого главного, на чём и будет вскоре построена Церковь!
И апостолы — услышали слово Иисуса. И для нас это же самое слово, которое звучит в храмах сегодня, снова и снова предлагает проверить уже на личном опыте этот нестареющий с веками рецепт!