Евангелие дня
Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
С одной стороны, человеку весьма сложно сохранять горение веры без каких-либо знамений от Бога, с другой стороны, сам поиск таких знамений — это вовсе не то, что одобряется Богом. Получается довольно странная ситуация: мы нуждаемся в своего рода «обратной связи», но поиск такой связи под запретом. О запрете повествует звучащий сегодня в православных храмах отрывок из 16-й главы Евангелия от Матфея. Давайте послушаем его и попытаемся понять, каким образом, не требуя от Бога чрезвычайных знамений, мы можем сохранить и укрепить нашу веру.
Каким образом, не требуя от Бога чрезвычайных знамений, мы можем сохранить и укрепить нашу веру? Только что прозвучавший евангельский отрывок переносит нас к дискуссии между Христом и представителями двух наиболее влиятельных религиозных партий Древнего Израиля — фарисеями и саддукеями. Фарисеи и саддукеи пребывали в непрестанной борьбе между собой, но появления Христа их объединило: Спаситель не принадлежал ни к каким партиям, Он действовал совершенно самостоятельно, Он не цитировал авторитетных раввинов, Он проповедовал от Себя Самого, ссылаясь лишь на Священное Писание. Всем этим Господь сильно отличался как от фарисеев, так и от саддукеев, и вполне естественно, что они пытались понять, кто же такой этот нашумевший проповедник из Галилеи, и потому они просили показать им знамение. Евангелист Матфей без лишних объяснений прямо назвал такое требование не чем иным, как искушением, то есть на самом деле фарисеям и саддукеям не нужны были какие бы то ни было знамения, ведь знамения ничего не смогли бы изменить в их картине мира, да и Воплощённый Бог отнюдь не фокусник, Он не станет поражать публику спецэффектами.
Ответ Спасителя не оставляет сомнений: да, просьба фарисеев и саддукеев была попыткой искусить Христа, то есть поставить Его в неудобное положение, была попыткой доказать самим себе и всем окружающим, что Иисус из Галилеи никакой не Христос, а всего лишь один из множества непрестанно сменявших друг друга в Древнем Израиле харизматичных проповедников.
Здесь нам стоит удивиться изощренной хитрости, выразителями которой стали фарисеи и саддукеи, носителями же которой являются все люди: мы — существа, созданные Богом из земли, живущие и мыслящие благодаря силе Божией — по какой-то удивительной причине отказываемся видеть знамение присутствия Бога в самих себе и начинаем требовать от Бога подтверждения Его бытия, Его силы и Его власти. Конечно же, ответом на такие требования всегда будут те слова, которые услышали от Христа фарисеи с саддукеями: Господь сказал им обратить внимание на окружающий мир, на самих себя, на Священное Писание, на всё то, что уже явлено Богом, в том числе и на известные самим фарисеям и саддукеем Христовы чудеса. Чудеса — это не какой-то научный эксперимент, который не считается таковым в том случае, если он не проведён больше, чем один раз. Чудеса — это уникальное действие Божие, направленное на спасение человеческой души, а чудо, совершённое ради удовлетворения любопытства, скорее погубит душу, чем спасёт её.
Да, мы нуждаемся в подкреплении нашей веры. Бог это прекрасно знает. А потому-то Он и даёт нам знамения, нужно всего лишь не отказываться их видеть, ведь чудеса Божии не имеют «срока годности», и те знамения, которые описаны Священным Писанием или же зафиксированы Преданием Церкви, остаются знамениями на все века, и мы не имеем права сказать, что наша вера не стоит на твёрдом фундаменте, а если мы всё это понимаем, то мы не станем искушать Бога неразумными требованиями так, как то делали лицемерные фарисеи с саддукеями.