Евангелие дня
Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
У святителя Афанасия Великого есть совершенно замечательная мысль о том, что не все места Священного Писания возможно понимать буквально, потому что буквальное понимание некоторых из них способно привести нас к хуле и нечестию. Сегодня во время литургии в православных храмах звучит отрывок из 12-й главы Евангелия от Матфея, это один из тех евангельских отрывков, против буквального прочтения которых выступал святитель Афанасий.
На первый взгляд может показаться, что в только что прозвучавшем отрывке Евангелия от Матфея нет ничего сложного для понимания: Христос здесь перечислил довольно простые и очевидные истины, особенно же очевидными выглядят размышления о добрых и злых плодах. Действительно, хорошее дерево не может приносить дурные плоды, хороший человек не станет проявлять злобу, а злой не сможет долго скрывать свою истинную сущность и истинные намерения, так поступать способны лишь кинематографические злодеи, реальные же люди довольно быстро обнаруживают своё внутреннее содержание и свои устремления.
Но есть в этом евангельском отрывке и те слова, к которым стоит относиться с предельным вниманием и осторожностью, именно на них и обратил своё внимание святитель Афанасий Великий: это слова о хуле на Сына Человеческого и о хуле на Духа Святого. Если отнестись к этим словам Христа буквально, то получается нечто странное: выходит, что можно говорить дурные слова в отношении Спасителя, ведь «если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему». Конечно же, у нас нет ни малейшего основания использовать в отношении этого евангельского высказывания Спасителя буквальный подход, хотя бы по той причине, что в других местах Евангелия мы можем найти совершенно противоположные мысли, и встречаются они значительно чаще одного раза. В качестве такого примера святитель Афанасий предлагал вспомнить слова Христа из Евангелия от Луки: «Кто отвергнется Меня пред человеками, тот отвержен будет пред Ангелами Божиими» (Лк. 12:6). Конечно же, это далеко не единственная подобная цитата, да и сам здравый смысл подсказывает, что хула на Христа ничем не отличается от хулы на Бога-Отца или же хулы на Дух Святой, и, произнося злое слово на одну из ипостасей Святой Троицы, неблагочестивый человек хулит Единого Истинного Бога в Троице прославляемого.
Что же имел в виду Господь, когда говорил о хуле на Сына Человеческого как о простительном действии? По мнению всё того же святителя Афанасия здесь нам стоит вспомнить о том, что Христос и Бог, и Человек, а потому мы видим в Евангелии два возможных отношения к Нему: как к Богу и как к Человеку. Непочтительное отношение к Богу карается и не прощается, непочтение человеческой плоти — прощается, конечно же, при условии должного покаяния.