АПОСТОЛЬСКОЕ ЧТЕНИЕ С ТОЛКОВАНИЕМ НА 19.08.2024


Второе соборное послание святого апостола Петра

, рубрика:

Комментирует священник Стефан Домусчи.

Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент Московской духовной академии священник Стефан Домусчи. Сегодня трудно найти человека, который не переживал бы о будущем. И всё же есть те, кто смотрит на происходящее без всякой надежды и даже с известной долей цинизма, и есть те, кто надеется на лучшее… На что же призваны надеяться христиане? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из первой главы второго послания апостола Петра, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.

Глава 1.

10 Посему, братия, более и более старайтесь делать твердым ваше звание и избрание; так поступая, никогда не преткнетесь,

11 ибо так откроется вам свободный вход в вечное Царство Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа.

12 Для того я никогда не перестану напоминать вам о сем, хотя вы то и знаете, и утверждены в настоящей истине.

13 Справедливым же почитаю, доколе нахожусь в этой телесной храмине, возбуждать вас напоминанием,

14 зная, что скоро должен оставить храмину мою, как и Господь наш Иисус Христос открыл мне.

15 Буду же стараться, чтобы вы и после моего отшествия всегда приводили это на память.

16 Ибо мы возвестили вам силу и пришествие Господа нашего Иисуса Христа, не хитросплетенным басням последуя, но быв очевидцами Его величия.

17 Ибо Он принял от Бога Отца честь и славу, когда от велелепной славы принесся к Нему такой глас: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение.

18 И этот глас, принесшийся с небес, мы слышали, будучи с Ним на святой горе.

19 И притом мы имеем вернейшее пророческое слово; и вы хорошо делаете, что обращаетесь к нему, как к светильнику, сияющему в темном месте, доколе не начнет рассветать день и не взойдет утренняя звезда в сердцах ваших

Что такое для христианина потеря надежды? Кто-нибудь скажет, что это грех, ведь человек должен всегда надеяться на Бога. Другой, даже согласившись с тем, что надеяться важно, напомнит, что мы не машины и иногда просто теряем силы, чувствуя свою совершенную беспомощность и опустошённость. И, пожалуй, самое страшное, что можно сделать, находясь рядом с человеком, который в такое состояние впал, посмотреть на него сверху вниз как на слабого и никчемного, осудив его за потерю надежды, посчитав произошедшее не его бедой, но виной.

Как же поступает апостол Петр?

Говоря с учениками о христианской жизни, он прекрасно знает, что она представляет собой тернистый путь, на котором очень легко споткнуться. Однако вместо того, чтобы их пугать, Пётр призывает их укрепляться в практике доброй христианской жизни. Как ребёнка, который учится ходить, мы подбадриваем, вместо того чтобы пугать его возможными ошибками, апостол настраивает учеников на дальнейшие труды, зная, что от практики они только утвердятся в добродетели. Причём для него этот положительный настрой настолько важен, что он готов напоминать им об этом снова и снова, не только пока жив… но даже и после своей смерти, обращаясь в молитвах о них к Богу.

Впрочем, апостол не только призывает учеников, к тому, чтобы они были усердны, но напоминает им о силе и славе Христовой. Потому что их вера ни к каким личным усилиям не сводится и человеческими заслугами не гарантируется… Человек, конечно, призван работать над собой, но спасает Его Бог, который Сына Своего единородного посылает в мир и через Него мы все имеем доступ к богосыновству. Ведь, соединившись в крещении со Христом, мы в Нём приобщаемся Его небесной славы.

В этой памяти о силе Христовой и о любви Отца, которая была явлена на Фаворе, апостол предлагает видеть основание для надежды, которая подтверждается не только его личным опытом, но и пророческим словом. Жизнь христиан трудна, но не лишена Божией поддержки, которую мы можем найти и в личном опыте и в Священном Писании. И даже когда вокруг темно, нам стоит помнить, что путь в Царство — это именно путь, и он проходится постепенно, как постепенно ночь сменяется рассветом.

Добавить комментарий