Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла
Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА священник Стефан Домусчи. Люди нередко отзываются об отношениях, в которых есть элемент привычки, с пренебрежением, а уж терпение в таком случае считают просто чем-то безнравственным. Обычно говорится, что любовь — это нечто высокое и совершенно чистое от всего, что связано с принуждением и рутиной… Но как на самом деле любовь соотносится с подобными вещами? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 13-й и 14-й глав первого послания апостола Павла к Коринфянам, который читается сегодня в храме во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 13.
4 Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится,
5 не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла,
6 не радуется неправде, а сорадуется истине;
7 все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит.
8 Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится.
9 Ибо мы отчасти знаем, и отчасти пророчествуем;
10 когда же настанет совершенное, тогда то, что отчасти, прекратится.
11 Когда я был младенцем, то по-младенчески говорил, по-младенчески мыслил, по-младенчески рассуждал; а как стал мужем, то оставил младенческое.
12 Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицем к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан.
13 А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше.
Глава 14.
1 Достигайте любви; ревнуйте о дарах духовных, особенно же о том, чтобы пророчествовать.
2 Ибо кто говорит на незнакомом языке, тот говорит не людям, а Богу; потому что никто не понимает его, он тайны говорит духом;
3 а кто пророчествует, тот говорит людям в назидание, увещание и утешение.
4 Кто говорит на незнакомом языке, тот назидает себя; а кто пророчествует, тот назидает церковь.
5 Желаю, чтобы вы все говорили языками; но лучше, чтобы вы пророчествовали; ибо пророчествующий превосходнее того, кто говорит языками, разве он притом будет и изъяснять, чтобы церковь получила назидание.
Как-то недавно мне довелось долго спорить о том, что такое любовь, с человеком, который ушёл из семьи, оставив жену и детей. В споре он делал акцент на недопустимости в отношениях именно терпения, которые де унижают настоящую любовь. Несколько позже, в личной переписке он прислал мне скриншот, в котором был текст, который мы сегодня услышали, и спросил: о чём тут речь? И я ответил очень просто: о любви, которая начинается с долготерпения. В ответ он промолчал.
Поразительным образом в век, в котором были изобретены обезболивающие препараты, люди совершенно разучились терпеть. Причём разучились на самых разных уровнях и в самых разных вариантах, всё должно быть максимально комфортно и безболезненно. Мы хотим получать всё и сразу, и, если ближний не может этого обеспечить или мешает в осуществлении цели, мы бываем готовы от него отказаться или разорвать общение со всеми: с супругами, с родителями, с детьми, с друзьями и коллегами.
Но что же такое терпение и как оно может быть связано с любовью? Слово, которое переведено как «долготерпение», может быть также переведено и как «великодушие», как будто бы у терпеливого в душе для ближнего больше места и он его, этого ближнего, с его несовершенством может вместить. Мы же в наш век оставляем в душе место только для себя. В этом смысле не стоит путать терпение с выносливостью, так как дело не в том, чтобы просто молча всё снести. Терпеливым оказывается тот, кто способен сохранить доброе отношение и добрый настрой, в момент, когда обстоятельства меняются и делать это всё труднее.
Во многих случаях любовь на начальных этапах оказывается чувством влюблённости в будущую супругу, либо привязанности к детям или детской привязанности к родителям… Но со временем, как цветы сменяются плодами, чувства обогащаются сознательными отношениями, в которых ты не просто нечто испытываешь, но относишься к другому как к ценности, желаешь ему блага и счастья. Пока в нас живы сильные чувства, мы практически не имеем нужды терпеть, ведь всё и так прекрасно… Но простые чувства всегда временны и даны нам в помощь, чтобы на их основе выстраивать нечто прочное. В этом смысле терпение оказывается чем-то сродни верности своему выбору и ответственности за него. С возрастом люди меняются и общение может быть осложнено какими-то новыми особенностями поведения, но подлинно любящий останется верным своему доброму отношению и с терпением будет осуществлять дела любви. Именно поэтому апостол Павел и пишет, что любовь связана с милосердием, с отсутствием вражды и превозношения и, если мы будем стремиться любить, любовь не прекратится никогда.