Евангелие дня
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Что является одним из ключевых условий личностного и общественного развития? Очевидно, это конкуренция. Нередко именно стремление быть выше, быстрее, сильнее своего оппонента побуждает нас улучшать свои профессиональные навыки, освоить те области, которые ещё закрыты для окружающих. В основе множества полезных изобретений и открытий лежит именно азарт соревнования. Однако, когда речь идёт о христианстве, то часто можно слышать, что ему чужд дух соперничества. Так ли это? Ответ на этот вопрос можно найти в отрывке из 20-й главы Евангелия от Матфея, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Если мы внимательно будем читать Евангелие, то увидим, что ученики Христовы постоянно соревнуются между собой. Каждый из них стремится занять место поближе к Учителю. При этом мотивы их вполне себе земные. В их представлении Мессия — великий царь. Он будет править в Иерусалиме. И окружать его будут вельможи. Понятно, что все они, верные соратники Иисуса, войдут в этот круг. Однако кто-то окажется ближе всех к телу государя. «Почему бы не я», — думает каждый из них. Очевидно, что и методы соревнования у апостолов были вполне обычные. По крайней мере мы знаем, что они спорили друг с другом, а также пытались всячески повлиять на Спасителя. Вспомните ревность апостола Петра, который накануне взятия Иисуса под стражу очень самоуверенно заявляет, что если все от Него отрекутся, то он никогда Его не оставит.
Вот и сегодня мы видим, как братья Иаков и Иоанн пытаются обойти конкурентов своими методами. Они предпринимают попытку воздействовать на Христа с помощью матери. Нам неизвестно доподлинно, кто из троих был инициатором этого разговора. Однако план хорош. Мать лично просит за детей. Отказать таким просьбам бывает весьма сложно. Тем более если принять во внимание уважение Христа к Богородице.
Реакция Спасителя примечательна. Он не ругает апостолов. Не упрекает их в корысти и хитрости. Как, впрочем, не обвиняет Он и других Своих учеников, которые также периодически обращаются к Нему с подобными просьбами. Ведь Господь прекрасно знает законы человеческого существа. Он знает, что желание быть первым укоренено в нас так же глубоко, как и инстинкт самосохранения и продолжения рода. В основе этого желания лежит стремление человека к совершенству, наша врождённая жажда быть рядом с Богом, быть похожим на Него.
А потому Своим ответом братьям Зеведеевым и их матери Спаситель вносит существенную корректировку в их стремление. Первым станет не тот, кто пройдёт по головам окружающих и добьётся своей корыстной цели, но тот, кто откажется от своего первенства. То есть кто смыслом своей жизни сделает не исполнение собственной воли, а поиск и исполнение воли Небесного Отца. Кто все свои силы направит на служение окружающим людям. Так Господь, с одной стороны, пытается нас уберечь от духа противления окружающим. От духа надменности и превозношения, который неизбежно сеет между конкурентами обособленность, злобу и вражду. С другой, поощряет наше желание расти, развиваться, становиться выше, быстрее, сильнее. Подлинное развитие возможно лишь тогда, когда целью наших стремлений является Господь и следование Его Евангелию. Эта цель преображает любое соревнование, наполняет его духом любви и братолюбия, а нашему сердцу дарит глубокое удовлетворение.