ЕВАНГЕЛИЕ ДНЯ С ТОЛКОВАНИЕМ НА 26.08.2024


Евангелие дня

Iisus-1024x696.jpg
, рубрика:

Комментирует священник Антоний Борисов

Библейское повествование наполнено символическими жестами — поступками, которые нужно понимать не напрямую, не буквально, а в переносном значении. И сейчас мы с вами услышим описание одного из наиболее известных и противоречивых, наверное, символических действий Христа Спасителя. Речь идет об отрывке из 21 главы Евангелия от Матфея. Он читается сегодня утром во время богослужения. Давайте послушаем.

Глава 21.

18Поутру же, возвращаясь в город, взалкал;

19и увидев при дороге одну смоковницу, подошел к ней и, ничего не найдя на ней, кроме одних листьев, говорит ей: да не будет же впредь от тебя плода вовек. И смоковница тотчас засохла.

20Увидев это, ученики удивились и говорили: как это тотчас засохла смоковница?

21Иисус же сказал им в ответ: истинно говорю вам, если будете иметь веру и не усомнитесь, не только сделаете то, что сделано со смоковницею, но если и горе сей скажете: поднимись и ввергнись в море,- будет;

22и всё, чего ни попросите в молитве с верою, получите.

Если мы будем понимать прозвучавшее чтение буквальным образом, то ничего, кроме довольно странных выводов, не получим. Действительно. Какое заключение мы можем сделать? Христос проклинает смоковницу — фиговое или иначе инжирное дерево — за то, что на нем нет плодов. Смоковница вскоре засыхает. Иными словами — гибнет. Интересно, что в другом Евангелии — от Марка — прямо говорится, что искать сочный инжир на этом дереве (как и на любой другой смоковнице Израиля) никакого смысла не имелось. Ведь не настало еще время созревания плодов. То есть был несезон! Защитники природы могут возмутиться проявленной Христом суровости. Как же можно было погубить ни в чем неповинное дерево! Как можно было предъявить претензии к растению, которое, в принципе, не способно было в данный период года дать каких-либо плодов?! Но в том-то и дело, что поступок Спасителя нельзя понимать буквально. Иначе ничего, кроме какой-то необъяснимой жестокости, мы не увидим. Но что тогда мы призваны за действием Христа разглядеть?

Спаситель оказывается у смоковницы, направляясь в Иерусалим, — город, который Он довольно неожиданно покинул накануне — в тот самый день, когда Он торжественно вошёл в иудейскую столицу под возгласы ликующего народа. Многие из тех, кто приветствовал тогда Христа, надеялись на то, что Он пойдет и свергнет Понтия Пилата, станет земным царем Израиля, восстановит утраченную честь Своего народа. Но ничего подобного не произошло. Вместо дворца Пилата Христос отправился в Иерусалимский храм, где разогнал менял и торговцев, перевернул их прилавки, укорил их за то, что они на вере решили построить прибыльный бизнес. Затем Спаситель покинул город, чтобы вернуться туда на следующий день и вместо ликования толпы встретить недоуменное и недовольное молчание.

В преддверии этой встречи Христос и проклинает смоковницу. Не за то, что она была плохой сама по себе, а потому что дерево это оказалось символом еврейского народа и его веры. Смоковница имеет одну интересную особенность — плоды у неё появляются раньше листвы, а затем дозревают. Покрытое листвой фиговое дерево может своим видом обмануть незадачливого искателя. Тот может понадеяться утолить голод, а вместо этого найти не настоящую, а образную фигу. Вот и современная Христу религиозность Его соотечественников представляла собой соединение впечатляющей витрины и пустоты содержания. В Иерусалимском храме соблюдался пышный культ — проводились грандиозные церемонии, реками лилась кровь жертвенных животных. Но многие служители святилища, представители религиозной элиты и простые верующие совершенно забыли, ради чего всё это, собственно, происходит. Целью же являлась подготовка людей к приходу Спасителя, но не как земного царя, а как нового Адама, способного восстановить утраченную связь с Божественным небом. Но несмотря на все пророчества и символы древо ветхозаветной веры (при всей внешней красоте) внутренне оказалось бесплодным. Что и было явлено через чудесное усыхание смоковницы. А это, в свою очередь, побуждает нас помнить о том, как легко осуществить в духовной жизни подмену. И вместо живого Бога возвести на пьедестал для поклонения удобную иллюзию о собственном совершенстве — отравленную гордостью мечту, которая неминуемо приведет к печальному концу. От чего да убережет нас милостивый Господь!

Добавить комментарий