Евангелие дня
Комментирует священник Антоний Борисов
«Портрет Дориана Грея» — повесть Оскара Уайлда, посвященная преимущественно теме соотношения жизни и смерти. Главный герой, красавец Дориан Грей, получает возможность не стареть. Вместо него это делает портрет героя. Но не просто так, а ценой гибели души. Сегодня наша Церковь вспоминает иной, святой портрет — чудесное изображение Христа «Спас Нерукотворный». И о спасительном лике Господа Иисуса мы слышим в отрывке из 9й и 10й глав Евангелия от Луки, что читается сегодня на литургии. Давайте послушаем.
Глава 10.22И, обратившись к ученикам, сказал: всё предано Мне Отцем Моим; и кто есть Сын, не знает никто, кроме Отца, и кто есть Отец, не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть.
23И, обратившись к ученикам, сказал им особо: блаженны очи, видящие то, что вы видите!
24ибо сказываю вам, что многие пророки и цари желали видеть, что вы видите, и не видели, и слышать, что вы слышите, и не слышали.
Герой повести Уайлда, Дориан Грей, фактически продал душу дьяволу. Только вмешательством темных сил можно объяснить тот факт, что Грей, к 38 годам полностью изнурив себя различными пороками, продолжал казаться молодым и здоровым. Именно казаться, потому внутри этот человек был полностью разъеден кислотой греха, оказался наполнен трухой разложения. Православное христианство предлагает нам иной путь — путь настоящей радости и юности, а не их дьявольский суррогат. И эти дары небесной благодати запечатлены на лике Господа Иисуса, чудесное изображение которого — так называемый «Спас Нерукотворный» — мы сегодня вспоминаем.
Согласно преданию, этот удивительный портрет появился по желанию Спасителя на куске ткани (а именно — полотенце) и затем был передан в качестве одновременно подарка и средства исцеления царю древнего города Эдессы — Авгарю. Евангельский текст ничего не говорит нам об обстоятельствах появления нерукотворного образа, но зато мы узнаем, что могли увидеть в лице Христа Его современники. Этой теме и посвящен прозвучавший отрывок из Евангелия от Луки.
Мы с вами слышали о проблемах, возникших у Господа Иисуса и Его апостолов во время путешествия из Галилеи (северной части исторической Палестины) в Иерусалим (столицу Иудеи — южного региона земли обетованной). Данный маршрут проходил через Самарию, населенную враждебным евреям народом. В одном из самарянских селений Христу не оказали гостеприимства. Возмущенные апостолы Иаков и Иоанн предложили наказать жителей, низведя огонь с неба на их дома. Спаситель решительно препятствует неразумной дерзости учеников и даже нарекает их «сынами грома». По поводу этого прозвища есть несколько точек зрения у толкователей, среди них присутствует и такая. Что «сыны грома» не похвала, а наоборот — указание на вспыльчивый нрав и поспешность суждений.
Спаситель говорит Иакову и Иоанну, а вместе с ними и иным апостолам: «не знаете, какого вы духа; ибо Сын Человеческий пришел не губить души человеческие, а спасать». Как на практике реализовывался этот посыл Христа? Спаситель и словом, и делом свидетельствовал о мире и милости. Речь не идет о каком-то сиропном гуманизме или пацифизме. В ряде вопросов Спаситель был предельно принципиален и даже суров. Но всё же. Рядом со Христом люди ощущали, прежде всего, любовь.
Настроение человека, его чувства и переживания мы считываем, конечно же, по лицу. Лик Спасителя, одновременно прекрасный и вдохновляющий, являл Его современникам, и нам являет, не только Его Богочеловеческую природу. Созерцая Христа, мы открываем для себя и личность Его небесного Родителя — Бога Отца. Речь не идет о седовласом Старце, Которого мы можем видеть на иконах. Это всего лишь не совсем верная интуиция художников-иконописцев. Тот, кто знает Христа, верит в Него, созерцает Его лик не только на иконе, но и в сердце, милосердно служа ближним, получает возможность вступить в общение с Отцом Небесным, наполнив себя Божественными радостью и юностью. В том и состоит главное отличие Бога от дьявола. Последний лишь обещает, затем обманывает, обворовывая нас. Христос же дарует переполняющее сердце счастье, осмысленность бытия, четкую перспективу жизненного пути. Будем же стремиться быть ближе Спасителю, и Он никогда не предаст нашего доверия.