Евангелие дня
Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами священник Стефан Домусчи. Многим кажется, что физический труд — самый тяжёлый, в то время как учёные говорят, что умственный требует не меньшего напряжения и неменьших энергетических затрат. В религиозной жизни человек тоже может трудиться, и труд этот может быть разным по своему характеру, внешним и внутренним. О том, какой из них важнее, Христос говорит в отрывке из 23-й главы Евангелия от Матфея, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Выбирая на рынке фрукты, мы нередко сталкиваемся с тем, что на дне лотков оказываются плоды не такого же качества и не той же свежести, что мы видим на поверхности. Некоторые продавцы явно стремятся к тому, чтобы картинка была привлекательной и только во вторую очередь думают о качестве того, что внутри. Впрочем, даже не будучи продавцами фруктов, сидя в офисе или дома, многие из нас могут сказать о себе, что живём точно так же: больше трудимся над внешним, чем над внутренним. Почему? Причин можно найти много, но зачастую они такие же, как на рынке, — внешне красивое чаще бросается в глаза и обычно ценится дороже. Не случайно же в обществе принято встречать «по одёжке», вот об этой одёжке мы и заботимся.
Но всякий знает, что, купившись на красивую картинку, в итоге мы сталкиваемся с качеством купленного продукта. Подобным образом и в человеческом общении, обращая внимание на того, кто производит эффектное впечатление, мы в итоге больше радуемся тому, кто умеет мирно жить, чем тому, кто искромётно шутит. Потому что, если человек постоянно конфликтует, гордится и превозносится, с ним будет невыносимо, несмотря на его любовь к юмору.
Что же нам мешает заботиться о внутреннем так же, как о внешнем? Казалось бы, всем от такой заботы было бы только лучше, и нам, и окружающим. Обычно оправдываясь, мы отвечаем, что наши ресурсы ограничены и нам приходится выбирать, на что их потратить. Отчасти это верно, но всё же не вполне. Как фрукты проще красиво уложить, чем все их перебирать, так и нам проще прилично себя вести, вместо того чтобы наводить порядок в собственной душе.
В сегодняшнем евангельском чтении, обращаясь к книжникам и фарисеям, Иисус Христос говорит о пагубности подобного поведения. О тех, к кому Он обращался, нельзя сказать, что они были ленивы, как нельзя этого сказать и сегодня о тех, кто заботится о внешней красоте. И всё же, если мы задумаемся о подобном поведении, мы поймём, что, поступая так, мы идём по пути наименьшего сопротивления. Я имею в виду сопротивление внутреннее. Вот Спаситель упоминает о десятине с аниса и тмина, которую приносят фарисеи. Собрав урожай специй, они скрупулёзно отделяли десятую часть для того, чтобы исполнить закон. Казалось бы, трудная работа, ведь нужно иметь терпение и усидчивость… Но, думаю, многие согласятся с тем, что ухаживать за человеком с деменцией труднее, как труднее с любовью относиться к выходкам строптивого подростка или непослушного младенца.
Внешняя работа кажется важной, потому что она на виду, и мы думаем, что без неё не обойтись. В кратковременной перспективе это так, но задумываясь о жизни в целом, надо помнить, что внешнее не может быть живым и полноценным без внутреннего. Эта внутренняя нравственная и аскетическая работа трудна, но только тогда, когда она совершается, всё внешнее обретает смысл.