ЕВАНГЕЛИЕ ДНЯ С ТОЛКОВАНИЕМ НА 07.09.2024


Евангелие дня

, рубрика:

Комментирует священник Стефан Домусчи.

Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Можно ли христианину разводиться? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 19-й главы Евангелия от Матфея, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.

Глава 19.

03И приступили к Нему фарисеи и, искушая Его, говорили Ему: по всякой ли причине позволительно человеку разводиться с женою своею?

04Он сказал им в ответ: не читали ли вы, что Сотворивший вначале мужчину и женщину сотворил их?

05И сказал: посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью,

06так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает.

07Они говорят Ему: как же Моисей заповедал давать разводное письмо и разводиться с нею?

08Он говорит им: Моисей по жестокосердию вашему позволил вам разводиться с женами вашими, а сначала не было так;

09но Я говорю вам: кто разведется с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой, тот прелюбодействует; и женившийся на разведенной прелюбодействует.

10Говорят Ему ученики Его: если такова обязанность человека к жене, то лучше не жениться.

11Он же сказал им: не все вмещают слово сие, но кому дано,

12ибо есть скопцы, которые из чрева матернего родились так; и есть скопцы, которые оскоплены от людей; и есть скопцы, которые сделали сами себя скопцами для Царства Небесного. Кто может вместить, да вместит.

Ответ на вопрос, который был поставлен нами в начале передачи, многим покажется очевидным. Причём для кого-то он очевидно будет отрицательным, а для кого-то очевидно положительным. Но каков же он на самом деле? Что говорит Спаситель в сегодняшнем евангельском отрывке?

На первый взгляд всё довольно ясно: Он запрещает любой развод, кроме как по причине супружеской измены. Причём запрет Христос обосновывает тем, что мужчина и женщина, соединившиеся в браке, становятся одной плотью. И речь, конечно, не только о телесном единстве, но о единстве душевном и духовном. Итак, что Бог сочетал в своём замысле, того человек разлучать не должен. Всё это, несомненно, так, и с этим нечего спорить. Вряд ли в нормальной ситуации люди вступают в брак, чтобы развестись. Обычно все надеются прожить жизнь в любви и верности. По крайней мере пока в общественном сознании ещё существует подобная картина.

«Но всё это лишь красивая теория», — скажут нам. В реальной жизни люди очень редко достигают душевного и уж тем более духовного единства. Нередко их жизнь полна соперничества, недоверия и всех тех вещей, которые довольно быстро приводят их к мысли, что они друг другу не подходят.

Как же быть? Неужели Христос поставил перед нами совершенно теоретическую и невыполнимую задачу, от которой даже его собственные ученики пришли в ужас? Конечно, нет. Христос никогда и ничего не говорил напрасно. Дело в другом. Во-первых, отвечая на вопрос фарисеев, он имел в виду людей, находящихся в завете с Богом. На тот момент иудеев, но в то же время, очевидно, подразумевал и собственных учеников. То есть речь идёт о том, что люди, которые осознают себя христианами, а свой брак как исполнение замысла Божьего о себе самих, не должны разводиться, потому что воля Божия заключается во взаимной любви, а не в ненависти и вражде. Именно поэтому, ничуть не противореча Спасителю, апостол Павел в послании к Коринфянам прямо говорит, что, если неверующий хочет развестись, пусть разводится, и в таком случае верующий оказывается не связан никакими обязательствами.

«Но разве христиане не разводятся?» — спросит кто-нибудь. К великому сожалению, разводятся, но не благодаря своему христианству, а вопреки ему. Разводятся из-за эгоизма, но разве христиане должны быть эгоистами? Разводятся из-за пренебрежения, но разве христиане могут друг другом пренебрегать? Можно сказать прямо: прежде чем предать собственный брак, люди предают своё христианство. Впрочем, редко это происходит обоюдно. Чаще кто-то один позволяет себе грешить, в то время как другой продолжает нести его немощь, иногда практически лишившись семейной жизни. Понимая тяжесть этого положения, Спаситель прямо говорит о том, что такое могут вынести не все, но те, кому дано. Здесь нет автоматизма и поэтому Церковь снисходит к тем, чьё положение оказывается невыносимым.

И всё же как определить, даны тебе силы или нет? Ответ прост. Так же, как со спасением. Бог спасает нас, но не может спасти нас без нас. Силы будут даны, если захочешь их принять. Не бывает идеальных семей, не бывает безоблачных отношений, но тот, кто принимает тяготы брака, примет и благословения.

Добавить комментарий