Евангелие дня
Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Можно ли христианину разводиться? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 19-й главы Евангелия от Матфея, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Ответ на вопрос, который был поставлен нами в начале передачи, многим покажется очевидным. Причём для кого-то он очевидно будет отрицательным, а для кого-то очевидно положительным. Но каков же он на самом деле? Что говорит Спаситель в сегодняшнем евангельском отрывке?
На первый взгляд всё довольно ясно: Он запрещает любой развод, кроме как по причине супружеской измены. Причём запрет Христос обосновывает тем, что мужчина и женщина, соединившиеся в браке, становятся одной плотью. И речь, конечно, не только о телесном единстве, но о единстве душевном и духовном. Итак, что Бог сочетал в своём замысле, того человек разлучать не должен. Всё это, несомненно, так, и с этим нечего спорить. Вряд ли в нормальной ситуации люди вступают в брак, чтобы развестись. Обычно все надеются прожить жизнь в любви и верности. По крайней мере пока в общественном сознании ещё существует подобная картина.
«Но всё это лишь красивая теория», — скажут нам. В реальной жизни люди очень редко достигают душевного и уж тем более духовного единства. Нередко их жизнь полна соперничества, недоверия и всех тех вещей, которые довольно быстро приводят их к мысли, что они друг другу не подходят.
Как же быть? Неужели Христос поставил перед нами совершенно теоретическую и невыполнимую задачу, от которой даже его собственные ученики пришли в ужас? Конечно, нет. Христос никогда и ничего не говорил напрасно. Дело в другом. Во-первых, отвечая на вопрос фарисеев, он имел в виду людей, находящихся в завете с Богом. На тот момент иудеев, но в то же время, очевидно, подразумевал и собственных учеников. То есть речь идёт о том, что люди, которые осознают себя христианами, а свой брак как исполнение замысла Божьего о себе самих, не должны разводиться, потому что воля Божия заключается во взаимной любви, а не в ненависти и вражде. Именно поэтому, ничуть не противореча Спасителю, апостол Павел в послании к Коринфянам прямо говорит, что, если неверующий хочет развестись, пусть разводится, и в таком случае верующий оказывается не связан никакими обязательствами.
«Но разве христиане не разводятся?» — спросит кто-нибудь. К великому сожалению, разводятся, но не благодаря своему христианству, а вопреки ему. Разводятся из-за эгоизма, но разве христиане должны быть эгоистами? Разводятся из-за пренебрежения, но разве христиане могут друг другом пренебрегать? Можно сказать прямо: прежде чем предать собственный брак, люди предают своё христианство. Впрочем, редко это происходит обоюдно. Чаще кто-то один позволяет себе грешить, в то время как другой продолжает нести его немощь, иногда практически лишившись семейной жизни. Понимая тяжесть этого положения, Спаситель прямо говорит о том, что такое могут вынести не все, но те, кому дано. Здесь нет автоматизма и поэтому Церковь снисходит к тем, чьё положение оказывается невыносимым.
И всё же как определить, даны тебе силы или нет? Ответ прост. Так же, как со спасением. Бог спасает нас, но не может спасти нас без нас. Силы будут даны, если захочешь их принять. Не бывает идеальных семей, не бывает безоблачных отношений, но тот, кто принимает тяготы брака, примет и благословения.