Второе послание к Коринфянам святого апостола Павла
Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. Приходилось ли вам, дорогие друзья, после продолжительной вражды примиряться с кем-то? Если да, такой жизненный опыт едва ли возможно забыть! Попробуйте его вспомнить — и именно сквозь него постараться вслушаться в отрывок из 5-й главы второго послания апостола Павла к Коринфянам, который читается сегодня за богослужением в православных храмах.
Глава 5.
15 А Христос за всех умер, чтобы живущие уже не для себя жили, но для умершего за них и воскресшего.
16 Потому отныне мы никого не знаем по плоти; если же и знали Христа по плоти, то ныне уже не знаем.
17 Итак, кто во Христе, тот новая тварь; древнее прошло, теперь все новое.
18 Все же от Бога, Иисусом Христом примирившего нас с Собою и давшего нам служение примирения,
19 потому что Бог во Христе примирил с Собою мир, не вменяя людям преступлений их, и дал нам слово примирения.
20 Итак мы — посланники от имени Христова, и как бы Сам Бог увещевает через нас; от имени Христова просим: примиритесь с Богом.
21 Ибо не знавшего греха Он сделал для нас жертвою за грех, чтобы мы в Нем сделались праведными пред Богом.
Чтобы понять, о чём говорит апостол, для начала надо разобраться с понятием вражды. Враг — это не просто тот, кто «находится напротив», или «супостат» — корень vargъ тесно связан с понятием борьбы или вражды. В русском языке слово «враг» прочно укоренилось и сохранило свой изначальный смысл — обозначение противника, соперника или недоброжелателя. Очень интересную этимологию слова «враг» предложил Василий Иванович Абаев (1900–2001) выдающийся советский и российский лингвист, известный своими работами в области иранистики и кавказоведения. По его мнению, в древнеславянском vorgъ ‘враг’ и vorg — ‘ворожить — неотделимы друг от друга. «Враг» — «ворог» — «ворожить» — всё находится рядом, но вот что самое интересное: здесь же и глагольная основа -вергать, -вергнуть, и «отверженный», «изверг»! Другими словами, «враг» — тот, кому отказано, кто отвергнут и постоянно отвергаем — в том числе с применением «магических инструментов».
Нам, находящимся во вражде с кем-то, всегда кажется, что источник вражды — в другом, в нашем враге. Ровно точно так же, как и противоположная сторона считает именно нас первопричиной противостояния. Но если посмотреть внимательнее — любая вражда — это симметричная… игра, всегда преследующая определённые цели с обеих сторон. И дело вовсе не в претензиях друг ко другу как таковых! Ведь мы, когда любим своих детей, не враждуем с ними — даже когда они ведут себя ну просто невыносимо! Почему? Ответ простой: мы их любим и не хотим объявлять своими врагами! Мы не будем знать предела терпению в объяснении, очередных договорённостях, тех или иных способах воздействия на них — пока не придём к какому-то приемлемому согласию.
И вот мы подходим к самому главному. Во Христе Бог отказался продолжать вражду, положенную человеком в акте грехопадения как сознательного противопоставления себя — Богу и Его воле. Своим грехом Адам объявил Богу… войну и стал для него — врагом. Бог принял это «объявление войны» и весь Ветхий Завет — долгий путь подготовки к примирению через «дипломатических посредников» — пророков. Но только во Христе, с Его Крестной смертью и воскресением произошло полное аннулирование любых претензий сторон — и полное их примирение. Теперь человек и Бог — не враги, а друзья. Только во Христе и со Христом Бог и человек — на одной стороне.
Но это нахождение — не безусловное: сознательная греховная жизнь расторгает это примирение и выбрасывает нас опять за пределы Христова примирения. Вот о чём и просит апостол Павел сегодня каждого из нас: не разменивать великий дар мира с Богом на всякие преходящие соблазны и искушения!