ЕВАНГЕЛИЕ ДНЯ С ТОЛКОВАНИЕМ НА 11.09.2024


Евангелие дня

, рубрика:

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.

Как сделать всё от меня зависящее, чтобы в сложной ситуации не проявить постыдную слабость и не отречься от своей веры? Ответ на этот вопрос находим в отрывке из 6-й главы Евангелия от Марка, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.

Глава 6.

14Царь Ирод, услышав об Иисусе (ибо имя Его стало гласно), говорил: это Иоанн Креститель воскрес из мертвых, и потому чудеса делаются им.

15Другие говорили: это Илия, а иные говорили: это пророк, или как один из пророков.

16Ирод же, услышав, сказал: это Иоанн, которого я обезглавил; он воскрес из мертвых.

17Ибо сей Ирод, послав, взял Иоанна и заключил его в темницу за Иродиаду, жену Филиппа, брата своего, потому что женился на ней.

18Ибо Иоанн говорил Ироду: не должно тебе иметь жену брата твоего.

19Иродиада же, злобясь на него, желала убить его; но не могла.

20Ибо Ирод боялся Иоанна, зная, что он муж праведный и святой, и берёг его; многое делал, слушаясь его, и с удовольствием слушал его.

21Настал удобный день, когда Ирод, по случаю дня рождения своего, делал пир вельможам своим, тысяченачальникам и старейшинам Галилейским,-

22дочь Иродиады вошла, плясала и угодила Ироду и возлежавшим с ним; царь сказал девице: проси у меня, чего хочешь, и дам тебе;

23и клялся ей: чего ни попросишь у меня, дам тебе, даже до половины моего царства.

24Она вышла и спросила у матери своей: чего просить? Та отвечала: головы Иоанна Крестителя.

25И она тотчас пошла с поспешностью к царю и просила, говоря: хочу, чтобы ты дал мне теперь же на блюде голову Иоанна Крестителя.

26Царь опечалился, но ради клятвы и возлежавших с ним не захотел отказать ей.

27И тотчас, послав оруженосца, царь повелел принести голову его.

28Он пошел, отсек ему голову в темнице, и принес голову его на блюде, и отдал ее девице, а девица отдала ее матери своей.

29Ученики его, услышав, пришли и взяли тело его, и положили его во гробе.

30И собрались Апостолы к Иисусу и рассказали Ему всё, и что сделали, и чему научили.

История, которую Евангелие предлагает нам сегодня, воспринимается нами как история ужасного вероломства. И, безусловно, так оно и есть. Коварная Иродиада, сговорившись со своей дочерью, интригует против пророка Божия и в итоге добивается своих корыстных целей. Царь Ирод приказывает обезглавить святого. Однако есть в этом рассказе деталь, которая сигнализирует о том, что перед нами не просто история бесстыжей и беспринципной авантюры. Евангелист намекает своим читателям на подлинную трагедию, которая развернулась во дворце иудейского правителя.

Обратите внимание, Ирод не был атеистом или же богоборцем в прямом смысле этого слова. Он не был и язычником. Несмотря на то, что по национальности он был идумей, как один из политических лидеров евреев Ирод исповедовал иудаизм. Следовательно, принадлежал к ветхозаветной, богодухновенной религии. Более того, Евангелие прямо говорит о том, что он почитал Иоанна как пророка Божия. Он боялся его, берёг его, любил слушать его наставления и исполнял то, что Иоанн ему говорил. То есть, даже будучи заключённым в темнице, Предтеча являлся кем-то вроде придворного пророка. И сердце царя было к нему очень расположено и открыто. И кто знает, какие духовные плоды мог бы принести этот союз!

В этом и заключается трагичность ситуации. Ирод — не классический злодей из комиксов. Перед нами человек, в душе которого много светлого. В нём в достаточной мере присутствует благоговение перед святыней, трепет перед божественным и уважение к посланцам Творца. В достаточной для того, чтобы проявлять страх Божий в спокойной обстановке. Однако вера Ирода превращается в ничто, когда наступает кризисная ситуация. Когда ему предстоит сделать выбор: верность Богу или душевный комфорт. Ирод не может побороть страх перед людьми. Он боится потерять уважение, боится кривотолков, боится, что люди будут смеяться над ним и почитать его никем. Что за правитель, который не держит слово? Этот страх пересиливает, и царь даёт ему в полноте овладеть своим сердцем. Как свидетельствует сегодняшнее церковное песнопение, «не закон бо Божий, ни живый век возлюби, но притворный, привременный». То есть отдал предпочтение не вечному Богу, а этой временной жизни.

Трагедия еврейского правителя красноречиво говорит о сложности духовной жизни. Мало чувствовать Бога. Все мы в той или иной степени Его ощущаем по факту своего рождения. Ведь всякий из нас — образ Божий. Мало читать священные книги, исполнять религиозный ритуал, водить дружбу с религиозными деятелями. Необходимо ежедневно понуждать себя исполнять те заповеди, о которых говорит Евангелие. И в первую очередь те, которые я не хочу исполнять из-за страха потерять своё или не получить желаемое. А это всегда заповеди о служении ближнему и Богу. Когда во всех своих делах мы в первую очередь ищем ответ на вопрос: «Что Ты сейчас хочешь от меня Господи?» И когда во всяком своём начинании мы думаем не о своей выгоде, но о том, как принести пользу тем людям, которые нас окружают.

Добавить комментарий